Развивающие игры        31.01.2024   

Математический уголок что там должно быть. Организация уголка занимательной математики в группе детского сада. Консультация для воспитателей. Игры по математике своими руками

Ольга Припутнёва

Почемучки »

Математический уголок - это специально отведенное место, которое оснащено математическими пособиями, играми, тематически подобранными книгами и материалами.

Цель : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: развивать у детей математические способности; заинтересовывать предметом математики.

Уголок организован с использованием специальных полок в уютном, тихом и спокойном месте. При этом обеспечен свободный доступ детей к используемым материалам. Таким образом, детям предоставлена возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.


Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей подготовительной группы. Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 категории: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, кубики, шахматы, развивающие книги. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности использованы магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки, плакат с математическими задачами.


Состав математического уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена материала произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новый математический материал.


Публикации по теме:

Выставляю на ваш суд: фото оформления новогоднего уголка в своей группе. Группа у меня раннего возраста. Очень хотелось создать новогоднее.

Предлагаем вашему вниманию фото отчёт группы № 1 «Полянка» - оформление физкультурного уголка в группе. В связи с проведением зимней олимпиады.

Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во.

Содержание уголка природы «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Математический уголок в подготовительной к школе группе. Подготовила: воспитатель Чурак С.С.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели ». (А. Маркушевич)

4 слайд

Описание слайда:

Требования к математическому центру по ФГОС Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Так же в данном центре присутствуют различные развивающие игры: « Квадрат» Воскобовича « Палочки Кюизенера» Большой перечень дидактических игр математической направленности.

5 слайд

Описание слайда:

Задачами уголка математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

6 слайд

Описание слайда:

Математический центр- это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Первый шаг в проектировании среды- определение расположения центров в групповой комнате. Математический центр мы расположили у окна, на освещенном участке группового пространства

7 слайд

Описание слайда:

Создавая математический уголок мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми.

8 слайд

Описание слайда:

В математическом центре имеются хозяева - это Фиксики (мультипликационные герои). Они шустрые, очень любопытные, любознательные, любят ставить перед собой и ребятами сложные задачи и решать их.

9 слайд

Описание слайда:

Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры: «Составь фигуру» «Сложи узор» «Чертеж и постройка» «Нарисуй картинку палочками» «Разрезные картинки» «Веселые шнурочки»

14 слайд

Описание слайда:

Настольно печатные и развивающие игры: «Мозаика»-4 шт «Мерцающая мозаика»-2 шт «Подбери узор» «Веселый паровозик» «Логический поезд» «Мои первые цифры» «Цвета» «Геометрические формы» Лото «Парочки»: «Насекомые» «Цветы» «Животные»

15 слайд

Описание слайда:

Материалы для индивидуального развития: -математический домик с крышками -многоэтажный математический дом -карточки «шуточные математические задачи» -пятнашки -кубик-рубик -змейка -счетные машинки -счеты -пазлы -лото -домино

16 слайд

Описание слайда:

Раскраски: «форма» «весёлая переменка» «умная раскраска» «рисуй по точкам и раскрашивай «рисуй по клеточкам» «соедини по точкам» «лабиринты» «составь картинку»

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Ход игры: Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

19 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Художники» Цель: развитие ориентировки в пространстве Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

20 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Ход игры: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

21 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Материал: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки. Содержание: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

22 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки от 5 до 10. Содержание: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд - это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

23 слайд

Описание слайда:

Картотека игр: «Сколько?» Цель: развитие мышления. Содержание: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: -Сколько хвостов у семи ослов? -Сколько носов у двух псов? -Сколько пальчиков у одного мальчика? -Сколько ушей у пяти малышей? -Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

24 слайд

Описание слайда:

Игры своими руками В течении года по мере освоения игр, замещаем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть.

25 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей: Памятка для родителей В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. - счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти; - предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

26 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей: - узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг); - доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части; - основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек; - сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже; Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

27 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей: В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно "между делом". Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Что должно быть в уголках, что новенького можно сделать, чем удивить ребят и коллег? Все педагоги задают себе такие вопросы, когда хотят оформить пространственную среду, будь то уголок математики в младшей группе или изостудия для подготовишек.

Уголок математики в младшей группе в ДОУ по ФГОС

ФГОС ДО чётко описывает требования к созданию развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.


Прежде чем продумывать наполнение математического уголка (да и любого другого) нужно заглянуть в программу, вспомнить санитарные нормы. В математическом уголке, помимо пособий для занятий, должны быть игры для индивидуальной работы, игры более сложных вариантов (направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка), на закрепление прошлогоднего материала.

Внимание детей всегда привлекают самодельные дидактические пособия и материалы, которые можно использовать не только в математическом уголке. И так, давайте разбираться, чем должен быть оснащён уголок математики в младшей группе.

Оборудование математического уголка в младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы должны создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, закреплять умение выделять величину и форму как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам, совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.


Мы учим детей составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями «Много, один, ни одного», при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), знакомим детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, учим ориентироваться относительно своего тела (право, лево, верх, низ).

Следовательно, уголок математики в младшей группе должен содержать:

Игры по математике своими руками

В моей группе много пособий, изготовленных своими руками, направленных на формирование математических представлений, такие как всем известная игра «Залатай коврик», плоскостные и объёмные геометрические фигуры с глазками и ротиками, которые рассказывают детям интересные истории, раздаточный материал из бросового материала или вязаный из ниток.


Для своих малышей я разработала игры, которые можно применять на интерактивном столе или доске, на компьютере для индивидуальной работы. Пособие так же можно распечатать и использовать как настольный игровой материал для занятий с детьми 2-ой младшей группы.

Развивающая игра «Большой, средний, маленький»

Предложите детям рассмотреть картинки и спросите, какой предмет маленький, какой большой. Если на картинке нарисованы три предмета, сначала сами проговорите, показывая малышу, где большой, средний и маленький предмет. Попросите показать, где самый большой мячик, где средний мячик, где самый маленький. Карточки представлены в порядке усложнения работы.

Развивающая игра «Много, один, ни одного»

Работая с такими карточками, педагог учит детей воспринимать множество из одинаковых предметов, использовать в речи понятия «много, один, ни одного».

Вы можете скачать архив, в котором найдёте карточки для игры «Много, один, ни одного», а так же игру «Большой, средний, маленький» в формате презентации.

Цель: способствовать развитию логического, математического мышления, развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи математического уголка:

1. Воспитание умения самостоятельно применять материал с целью освоения математических знаний, активно включаться в индивидуальную или коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости, свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр и математических материалов, практических заданий.

2. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата.

3. Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.

Актуальность:

у детей возрастает потребность в познавательной активности, интерес к математическому миру, желание узнать новое.

Математический уголок - это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Мы расположили его у окна, на освещенном участке группового пространства.

Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д., играть индивидуально или совместно с другими детьми.

Наполняемость математического уголка:

В математическом уголке находится ковролин, доска для работы с мелом, магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.

Также в математический уголок входят:

Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:

«Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д.

Раздаточный материал:

Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки.

Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям:

«Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д.

Всего в группе 37 дидактических игр.

Дидактические пособия:

модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.

Настольно-печатные и развивающие игры:

«Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару).

Материалы для индивидуального развития:

карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы.

Раскраски:

«Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски.

Математические развлечения:

загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

Литература для детей математического содержания:

математические сказки, словесные задания.

Картотека игр (с описанием), консультации для родителей.

Демонстрационный материал:

1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы.

2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д.

3)Различные математические плакаты.

4)Книги для детей по математике;

5)Иллюстрации, картинки.

Математический уголок мы показали

Немного о себе мы рассказали.

И будем в гости мы вас ждать,

Нам есть еще, что показать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "С математикой - в космический полёт".

Занятие по формированию элементарных математических представлений...

Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7»

Занятие составлено в форме игры – путешествия. Игра способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению и самостоятельности.Развивает у детей любознатель...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Королевство математики"

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе"Королевство математики"...

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.

Актуальность логико-математических зон в дошкольных учреждениях

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

  • желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
  • умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
  • умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.

Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

Задачи организации математических уголков

В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.

Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше. Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.

Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:

  • Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
  • Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с малышами, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
  • Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник - крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
  • Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. Например, в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность, пытливость. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
  • Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
  • Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
  • Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.

Осваивать новые знания можно и в увлекательной математической игре совместно с педагогом

Требования к организации математического уголка

Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, - это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:

  • Безопасность и охрана здоровья детей.
    • Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
    • Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
    • Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
    • Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
  • Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста.
  • Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
  • Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
    • Дети должны иметь возможность не только увидеть количество предметов на картинке, соотнести его с определённым числом, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, природного материала (каштанов, камушков, шишек), разделять их на меньшие, объединять в одно.
    • Чтобы ребёнок мог на практике сопоставить и сравнить предметы по величине, обследовать их, убедиться, к примеру, что шар действительно круглый и катится, а у куба есть грани и углы, что большое ведёрко вмещает в себя много шариков, а маленькое всего один и тому подобное, необходимо иметь достаточное количество соответствующих деталей конструктора, втулок, вкладышей, ёмкостей различной величины. Особенно актуальны они в младшей и средней группе, где мышление детей ещё опирается на практические действия.
    • Проведя свой маленький эксперимент, юный исследователь убедится в правоте слов воспитателя и будет гораздо больше доверять ему, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта.
  • Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. Уголок математики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Сложи узор», «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика». Очень нравится детям выкладывать узоры, картинки с сюжетом из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и простых счётных палочек, картонных геометрических фигур.

Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться

Следует учить дошкольников всегда складывать материалы, пособия после игр на место, поощрять тех, кто делает это без напоминания, по собственной инициативе.

Паспорт уголка математики

Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.

Таблица: примерный образец паспорта математического уголка в ДОУ

Раздел Содержание раздела
Руководители уголка Воспитатель или воспитатели группы, образование, категория
Место размещения Группа, ДОУ
Цель и задачи уголка Указываются цели и задачи, например:
Способствовать повышению интереса детей к математике, познавательной активности, развитию логического и ассоциативного мышления, памяти, внимания, воспитание усидчивости, самостоятельности, бережного отношения к игровому материалу.
Пояснительная записка Указываются актуальность создания уголка, основные виды деятельности в нём, ожидаемые результаты работы.
Оборудование Отдельно перечисляется игровое и оборудование для экспериментирования.
Дидактические игры Перечень игр, возможно краткое описание.
Литература, пособия Перечень литературы и пособий (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, модели часов, суток, года и т.д.).
Конспекты При желании воспитатель может дополнить паспорт конспектами различных видов деятельности в уголке, а также планом работы уголка на полугодие или год (темы и задачи совместной деятельности с детьми).