Развитие ребёнка        26.04.2024   

Занятие по развитию речи. Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке Открытое занятие вторая младшая группа развитие речи

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Развиваем речь через сказку»

Тема: сказка «Теремок»

Программное содержание: Учить детей составлять связные рассказы по игрушке. Предложить детям организовать драматизацию сказки по данным игрушкам. Отразить действительность сказки своими действиями. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать у детей активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Использование грамзаписи

4. Отгадывание загадки

5. Рассматривание игрушек

6. Рассказы детей по игрушкам

7. Драматизация сказки

Предшествующая работа: оборудование уголка, изготовление масок, персонажей для настольного театра, чтение сказок, элементы драматизации, драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».

Подготовка: изучение конспекта, ширма, деревья, маски, костюмы, игрушки.

Словарная работа: дети называют друг друга ласковым именем, слово загадочный лес, гребешок, юркая.

Ход занятия: воспитатель, встречая детей, говорит, что сегодня к ним обещала прийти необычная гостья - бабушка Забава, которая любит играть и веселиться. Предлагает позвать бабушку Забаву словами:

Здравствуй, бабушка Забава,

В гости ждем тебя сюда!

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать.

Т-с-с-с, тихо, тишина.

Может, бабушка пришла!

Дети ищут бабушку, находят перчаточную куклу, которую воспитатель надевает на руку и действует от ее имени.

Бабушка Забава : Р ебята, я обещала к вам прийти вот и пришла, потому что я хочу еще крепче с вами подружиться. Вы такие веселые, дружные ребята. Предлагает спеть песню и поиграть. Дети вместе с бабушкой Забавой исполняют песню «Улыбка». После этого беседует с детьми о том, что без друга одиноко, с ним вместе интересно играть, он всегда придет на помощь. Затем проводится игра «Назови друга ласково». Дети, стоя в кругу, передают друг другу сердечко и ласково называют друга по имени. Первой начинает бабушка Забава. Затем бабушка Забава предлагает детям взять друг друга за руки и почувствовать тепло друзей под слова:

У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

А сейчас я всех вас приглашаю отправиться по сказочному лесу.

Воспитатель заранее расставляет декорации (елочки, кустики...). Сказочный

лес необычен, в нем много таинств и сюрпризов. В грамзаписи звучит пение птиц, шум леса и т. д. После этого бабушка Забава обращает внимание детей на мешок, который лежит под елкой:

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок - то не простой,

Он волшебный - вот какой!

Предлагает детям развязать мешок (причем нужно сделать так, чтобы дети не справились с этим). Далее говорит, что волшебный лес приготовил им сюрприз: мешок развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку:

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю, зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Дети отгадывают сказку, и мешок развязывается. Бабушка Забава говорит, что в нем спрятаны герои сказки. Проводится игра «Опиши игрушку», в ходе которой каждый ребенок описывает характерные особенности каждого героя из сказки «Теремок».

По окончании игры, когда из мешочка появятся все герои, бабушка Забава просит догадаться, из какой сказки эти герои. Обращает внимание детей на мешок, он похож на рукавичку. Незря герои сказки спрятались в рукавичке, потому что лучше домика им не найти. Ведет беседу с детьми по содержанию сказки «Рукавичка».

По окончании беседы, бабушка Забава предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять - Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная»

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Ответы детей - изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.

Бабушка Забава достает из мешка «рукавички» костюмы и предлагает догадаться, какому герою принадлежит костюм и в какой сказке они все живут. После этого дети выбирают, по желанию, костюм понравившегося героя. Проводится драматизация сказки «Теремок».

В поле, вблизи леса, стоит теремок. Выходит ведущий под зонтиком.

Ведущий:

Промчалось лето красное,

Настали дни ненастные.

Нет, сыровато под дождем,

(показывает на теремок)

А вот сухой отличный дом.

Он, право слово, неплохой,

Но до сих пор стоит пустой.

Ему хозяин очень нужен...

(оглядывается)

Кто это шлепает по лужам?

К теремку подходит Мышка.

Мышка:

Как я промокла под дождем!

А вот стоит чудесный дом.

(обходит теремок кругом)

Никто здесь, видно, не живет.

А может, мне...

Ведущий: Смелей, вперед,

Взбирайся, Мышка, на крылечко,

Все уберешь, затопишь печку,

Тут будешь жить да поживать.

Неплохо перезимовать. В тепле, когда метель бушует.

Мышка: Сейчас я все здесь уберу,

Помою окна поутру.

Появляется Лягушка. Она замечает избушку и направляется к ней.

Лягушка : Какая славная избушка!

Стучит лапкой в дверь.

Мышка : Кто там Лягушка: Да это я, Лягушка!

Мышка выходит на крыльцо. Скажи, не хочешь ли пожить со мною в этом теремке?

Лягушка: Согласна.

Вместе: Мы зиму проведем прекрасно,

Попьем чайку - да за уборку,

Мышка : Я в уголке нашла ведерко.

Лягушка: В лесу я веток наберу,

Пообдираю с них кору,

Свяжу отличную метелку.

Лягушка и Мышка хлопочут, убираются, суетятся. Они: то забегают в теремок, то делают что-то на улице, то выглядывают в окошко.

Ведущий : Лягушка с Мышкой за уборку. Так дружно, весело взялись,

Что очень быстро убрались.

Сияет окнами избушка.

Они пекут блины да плюшки.

Вдвоем им весело живется,

Вон над трубой дымок как вьется.

По полю бежит Заяц. Он подбегает к теремку и заглядывает в окошко. Стучится.

Заяц: Кто в теремочке живет?

Мышка: Это я, Мышка-норушка.

Лягушка: А я Лягушка-квакушка.

Заяц: А не найдется ли местечка?

Любой работы не боюсь.

Пройдет зима, весна настанет,

На огороде снег растает,

Я грядки пышные вскопаю,

Воды студеной натаскаю.

Вместе: Что ж, нам такой помощник нужен,

Заходи скорее в дом,

Жить будет веселей втроем!

Заяц, Мышка и Лягушка дружно хлопочут, помогая друг другу.

Ведущий: Опять проходит день за днем,

И в теремке теперь втроем, живут Лягушка, Заяц, Мышка,

Щи варят, пироги да пышки пекут. К зиме они готовы,

Ухожен теремок, как новый.

Появляется Петушок с гармошкой. Он шагает по дороге и поет песенку.

Песенка Петуха : Куда дорога приведет

Меня - не знаю сам,

Я не спеша, иду вперед, по рощам и лесам.

Ведущий: Эй, Петя, Петя, погоди!

Избушку видишь впереди?

Скорей в окошко постучи.

Погреться пустят на печи.

Накормят пирогами,

Там встретишься с друзьями.

Петушок: Ой, теремок! И в нем друзья,

Сбывается мечта моя.

И, правда, постучу в окно,

Устал, и отдохнуть давно Мне хочется чайку попить, да посидеть, поговорить.

(Петушок подходит к избушке и стучится в окошко). Кто в теремочке живет?

Звери отвечают.

Петушок: Я это, Петя-Петушок!

Вместе: Входи скорей, за стол садись.

Лягушка: А хочешь, оставайся жить,

Мы будем вчетвером дружить.

Все заходят в теремок.

Ведущий : Так и зажили вчетвером,

Теперь весельем полон дом.

Ведь каждый вечер у окошка Петух играет на гармошке,

Танцуют Мышка и Лягушка,

А Зайка хлопает подружкам.

Шагает Медведь и прямо к теремку.

Медведь: Что это тут за теремок?

В окошках свет, идет дымок.

Я тоже жить в таком хочу,

Сейчас в окошко постучу.

Медведь стучит в окно. Из окошка выглядывает Петушок, Мышка, Заяц и Лягушка выходят на крыльцо.

Медведь : Друзья, я с вами жить хочу.

Все звери : Но в доме нашем тесновато.

Медведь : Я втиснусь как-нибудь куда-то,

Постелите на чердаке.

Петух: Что ж, и его пустить придется.

Медведь (лезет на крышу)

Под тяжестью Медведя теремок кренится и разваливается.

Все звери : Зима уже, а ты наш дом сломал, Куда теперь пойдем? Медведь: Простите, я ведь не нарочно.

Петушок: Давайте строить новый дом!

Мышка, Лягушка, Заяц, Петушок и Медведь принимаются за работу. Они дружно строят новый теремок.

Ведущий : И новый теремок на диво

Построят быстро и красиво!

Да станут жить и поживать,

Прохожих в гости зазывать!

Затем все дети встают в круг, и сказка завершается словами.

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья. Под веселую музыку дети исполняют танец.

По окончании воспитатель и бабушка Забава хвалят детей за исполнительские умения:

Артистами ребятки побывали. И сказочку ребята показали...

Артисты были очень хороши,

Похлопаем друг другу, малыши!

Бабушка Забава прощается, обещая, еще прийти в гости, к ребятам.

Открытое занятие по развитию речи

Воспитатель: Виноградова Ирина Валерьевна

Группа: №3 МАДОУ «Детский сад №12».

Тема: «Рассказы о своей семье»

Задачи: 1. Познакомить детей с понятием семья. 2. Развивать умение соотносить свои движения со словами подвижной игры. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Учить детей отвечать на вопросы взрослого. 5. Воспитывать любовь к своим близким. 6. Учить детей отгадывать загадки.

Материал: картина « Курица, петух и цыплята»; картинки с изображением - мамы, папы, бабушки, дедушки; картина с изображением семьи.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель перед ними.

Воспитатель : Дети, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними: «Здравствуйте!»

Дети : Здравствуйте!

    Рассматривание картины « Курица, петух и цыплята».

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто это к нам пришел? Ребята, это был почтальон Печкин, он принес нам письмо. Давайте посмотрим, что же за письмо принес нам почтальон Печкин. Ребята, да тут загадки. Послушайте загадку и отгадайте, о ком она?

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(Семья петушка)

Выставляется картина «Курица, петух и цыплята».

Воспитатель: Молодцы, посмотрите на эту картину. Кто здесь изображён?

Дети : Курица.

Воспитатель: А это кто?

Дети : Цыплята.

Воспитатель: Сколько цыплят?

Дети : Много.

Воспитатель: А это кто?

Дети :Петушок.

Воспитатель: Ребята, а кто курица для цыплят?

Дети : Мама.

Воспитатель: А петушок для цыплят?

Дети : Папа.

Воспитатель: А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? Дети : Дети.

Воспитатель: Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами?

Дети : Ко-ко-ко.

Воспитатель: А как папа-петушок разговаривает со своими цыплятами?

Дети : Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: А цыплята как отвечают?

Дети : Пи-пи-пи.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дружная у них семья?

Дети : Да.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети : Они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает от кошки, никто не ссорится, не клюется.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Идите все ко мне. Я буду мама- курочка, а вы мои цыплятки.

Подвижная игра « Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

Взрослый изображает маму - курицу. Идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями».

А за ней ребятки жёлтые цыплятки.

Малыш идёт за мамой-курицей и повторяет движения

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

«Грозит» пальчиком.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!

«Грести лапками» руки за спиной, наклоны туловища вперед.

Съели толстого жука,

Показываем, какого жука съели. Соединяют руки в кольцо перед грудью

Дождевого червяка,

Волнистые движения обеими руками поочереди.

Выпили водицы

Полное корытце!

Руки за спиной, туловище наклонить вперед, движения головы вверх-вниз.

    Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Ребята, у вас у всех тоже есть семья. Есть мама и папа, дедушка и бабушка, у некоторых есть братья и сестры. Ребята послушайте, я загадаю вам следующую загадку:

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня … (мама)

Дети : Мама.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Воспитатель выставляет картину с изображением мамы). Ребята скажите какая у вас мама?

Дети : Заботливая, трудолюбивая, добрая, красивая, нежная, ласковая.

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твою маму?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель:

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый… (папа)

Дети : Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Воспитатель выставляет картину с изображением папы). Ребята скажите какой у вас папа?

Дети : Сильный, умный, заботливый, добрый, ловкий, смелый.

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твоего папу?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мама и папа для вас родители. А вы кто для них?

Дети :Дети.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте следующую загадку:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой...(бабушки)

Воспитатель: Правильно ребята! (Воспитатель выставляет картину с изображением бабушки).

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твою бабушку?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Опрос нескольких детей.

Воспитатель: Как зовут твоего дедушку?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Ребята мама, папа, бабушка, дедушка называются одним словом семья. (Воспитатель выставляет картину с изображением семьи).

Воспитатель: Мама, папа, бабушка, дедушка как называются одним словом?

Дети : Семья.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем свою семью на пальчиках.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Воспитатель: Молодцы! Ребята про кого мы сегодня отгадывали загадки?

Дети : Про семью петушка, маму, папу, бабушку, дедушку.

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать маму, папу, бабушку, дедушку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кукуйский центр образования»

структурное подразделение Кукуйский детский сад

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»

Воспитатель: Гребенюк

Екатерина Александровна

д. Кукуй, 2017 г.

Цель занятия: способствовать развитию речи, ее пониманию, активизировать словарь.

Задачи:

- обучающая: учить узнавать и называть овощи (репу, огурец, помидор, морковь); рассматривая их, называть цвета (желтый, зеленый, красный), форму (круглый, длинный); дать понятие о месте выращивания овощей; продолжать обогащать опыт слушателя за счет произведений народного творчества, способствовать восприятию и пониманию детьми текста народной песенки;

- развивающая: развивать умение слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику; развивать способности обследования и анализа;

- речевая: обогащать и уточнять словарь по теме, способствовать его активации; развивать умение и стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

- воспитательная: воспитывать желание трудиться, помогать бабушке; побуждать детей использовать дружелюбный спокойный тон общения с взрослыми и сверстниками, вызвать у детей радостное настроение.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма занятия: познавательно-речевая.

Продолжительность: 15 минут.

Участники: дети второй младшей группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: 3-4 года.

Оборудование и материалы: корзина с натуральными овощами (репа, огурец, помидор, морковь), миска с оладьями, ложка, чашка, пустая тарелка и тарелка с нарезанными кусочками овощей, салфетки, платок, юбка, очки.

Предварительная подготовка: игра-беседа на тему «Огород», рассматривание предметных картинок (Приложение 1); дидактические игры: «Найди все овощи» (Приложение 2.), «Разрезные картинки» (Приложение 3).

Методы и приемы работы с детьми:

Художественное слово;

Игра «Угадай по вкусу»;

Угощение детей оладушками.

Структура занятия:

- сюрпризный момент «Бабушкины гостинцы»;

Рассматривание бабушкиных гостинцев – овощей;

Физкультминутка «Между грядок шли»;

Игра «Угадай по вкусу»;

Беседа по содержанию песенки;

11 минут

Заключительный

Рефлексия «Где мы побывали?»;

Угощение детей оладушками

2 минуты

Ход занятия:

Подготовительный этап:

Воспитатель: Дети, а вы любите ходить в гости? (ответы детей). Давайте и сегодня мы с вами отправимся в гости, только не пойдем в гости, а как птички полетим. Для этого надо закрыть глазки и расправить крылышки, а теперь летим! (дети «машут крылышками», воспитатель надевает на голову платок, длинную юбку, очки, берет в руку корзину).

«Мы летим над облаками, задеваем их руками,

Полетали, подивились – в гостях у бабушки очутились!»

Основной этап:

Воспитатель: Все, прилетели! Открываем глазки. К кому прилетели вы, детки?

Дети: К бабушке (индивидуальные ответы).

Бабушка: А бабушка старенькая, бабушка добренькая, всех внучат любит, всех приголубит (гладит детей по головке).

В руках у бабушки корзина, накрытая салфеткой.

Бабушка: Дети, я только что пришла с огорода и в моей корзинке находится урожай, хотите посмотреть, что выросло на грядках?

Дети: Да, хотим!

Бабушка (достает репку): Что это? (ответы детей).

Бабушка: Репка какая? (Матвей, Настя).

Дети: Репка круглая (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, репка круглая и желтая (кладется на тарелку).

Бабушка (достает огурец): А это что? (ответы детей).

Бабушка: Огурец какой? (Артем, Андрей).

Дети: Огурец длинный (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка:

Бабушка: Правильно, дети, огурец длинный и зеленый (кладется на тарелку рядом с репкой).

Бабушка: Что же еще есть в этой корзине? (достает помидор).

Бабушка: Что это? (ответы детей).

Бабушка: Помидор какой? (Саша, Ангелина).

Дети: Помидор круглый (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого он цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, помидор круглый и красный (кладется на тарелку рядом с репкой и огурцом).

Бабушка: Давайте посмотрим, что же осталось на дне моей корзинки?

Бабушка (достает морковь): А это что? (ответы детей).

Бабушка: Морковь какая? (Настя, Паша).

Дети: Морковь длинная (обводят пальчиком по очереди).

Бабушка: А какого она цвета? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, дети, морковь длинная и красная (кладется на тарелку рядом с другими овощами). Посмотрите, дети, какой красивый урожай лежит на нашей тарелке! Настя (Паша, Матвей, Ангелина), что лежит на тарелке? (ответы детей).

Бабушка: Его собрала бабушка, а вы, дети, умеете собирать урожай? Давайте покажем, как это делается.

Физкультминутка:

Между грядок шли - шли,

Огурцы нашли, (дети берутся за руки и идут по кругу)

Собирали, собирали (наклоны – имитация сбора огурцов)

Помидоры нашли,

Собирали, собирали (вытягивание рук вперёд «за помидорами»)

Вот сколько набрали! (выпрямились и потянулись)

Между грядок шли - шли, (дети идут по кругу)

И морковь нашли, (приседания)

Собирали, собирали (имитация сбора моркови)

Вот сколько набрали! (выпрямились и потянулись)

Между грядок шли – шли, (дети берутся за руки и идут по кругу)

Снова к бабушке пришли!

Бабушка: Вот молодцы, славно потрудились, помогли бабушке! Скажи, Андрей (Артем, Саша), где мы собирали урожай? (ответы детей).

Бабушка: Правильно, на огороде. Поработали, устали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Узнай по вкусу» (Приложение 4.).

Бабушка: Ах, какие молодцы, весело поиграли, все правильно отгадали! Как хорошо, что вы ко мне сегодня прилетели, я как раз сегодня напекла оладушки. Я вам сейчас спою про них песенку, а вы внимательно послушайте:

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше – два, Паше – два,

Тане – два, Ване – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Бабушка во время пения песенки выполняет игровые действия, соответствующие тексту, используя набор посуды.

Бабушка: Скажите, дети, что делала бабушка? (Настя, Паша).

Бабушка: Кому пекла оладушки? (Ангелина, Матвей).

Бабушка: Чем бабушка поливала оладушки? (Андрей, Саша, Настя).

Бабушка: Правильно, дети, молодцы! А сейчас я буду петь песенку, а вы мне помогайте.

Повторное пение песенки (дети хлопают в ладоши, поворачиваются то в одну, то в другую стороны, как бы раздавая оладушки).

Бабушка: Молодцы вы, мои внучата! Спасибо, сто прилетели ко мне в гости, порадовали бабушку, а теперь вам пора в детский садик – закрываем глазки и полетели:

Мы летим над облаками, задеваем их руками,

Пролетаем речку, лес – там полным-полно чудес!

Полетали, подивились – в детском садике очутились!

Заключительный этап:

Дети с закрытыми глазами машут «крылышками», а бабушка «превращается в воспитателя».

Бабушка: Всё, прилетели! Открываем глазки.

Воспитатель: Дети, где вы были? Что вы видели? Что делали? – индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Бабушка всех вас очень любит и просит угостить вкусными оладушками, кушайте на здоровье!

Воспитатель (угощает всех детей, приговаривая):

Маше - два, Паше - два).

Литература:

    Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада, Бондаренко Т. М.: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2006 – 272с.

    Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 234с.

    Комплексное планирование в группе детей 3-4 лет. Проект «Я сам. Мы вместе»/авт.-сост. С. Н. Писаренко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 117с.

    Стихи и загадки для малышей «Загадки с грядки», Нижего Владимир. – Издательство «Литур», 2006.

Приложение 1.

Игра-беседа на тему «Огород».

Цель: рассказать детям для чего необходимы человеку овощи, закрепить знания о видах овощей.

Ход занятия: предложить детям совершить путешествие по волшебному огороду, посмотреть, что на нем растет и поиграть в игру «Что растет на огороде?». Воспитатель загадывает загадки, а дети находят картинку отгадку:

    Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с внучкой.

    Без окон, без дверей

Полна горница людей.

    Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

    Краснощекий круглый овощ –

Он любой хозяйке в помощь!

А томатом с давних пор

Называют … .

Уточнить, как можно все эти предметы назвать одним словом и для чего они нужны человеку.

Похвалить детей.

Приложение 2.

Дидактическая игра «Найди все овощи».

Цель: правильно передавать внешний вид овощей, развивать зрительное восприятие.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку показать, назвать и описать только овощи, изображенные на картинке.

(Приложение 3.)

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 3-4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребенком картинку, разрезанную на 3-4 части. Дает ребенку время рассмотреть части, затем спрашивает «как ты думаешь, что изображено на картинке?». Затем показывает ребенку целую картинку с изображением этого предмета. Просит ребенка собрать из частей целую картинку.

(Приложение 4.)

Дидактическая игра «Угадай по вкусу».

Цель: упражнять детей в различении овощей по вкусовым качествам, развивать память, сосредоточенность.

Ход игры: дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами. Воспитатель поочерёдно подходит к ребёнку и дает кусочек овоща: репа, огурец, помидор, огурец. Просит на вкус определить овощ и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек фрукта: яблока, банан или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

Наталья Лапшина

Образовательная область :Речевое развитие

Тема занятия: Путешествие в сказку.

Цель занятия : Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словесных игр, участия в игре – драматизации.

Задачи :

1. Образовательные: Учить строить ролевой диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражнять в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.

2. Развивающие: Развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

3. Воспитательные : Воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм.

Материал: иллюстрации героев сказки «теремок», маски героев сказки, домик-«теремок», деревья с яблоками (загадками, магнитофон, цветок.

Предварительная работа : чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок»,беседа о диких и домашних животных.

Активизация словаря : теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик –попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчек- серый бочек, «мишка-косолапый».

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие: Вот мы встали все в кружок, вот он сказочный цветок. Всех приветствуем вокруг, здравствуй наш волшебный друг! - Ребята, сказочный цветок хочет нам что-то показать. (Подвожу детей на цветочную поляну, где спрятана корзинка с книгой). - Смотрите, что это? А в книге, ребята, сказки. Хотите попасть в одну из этих сказок? А давайте совершим с вами путешествие. Вот только перед дальней дорогой нам нужно подготовиться, нам нужно подкрепиться!

Артикуляционная гимнастика

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щеки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щеки)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (улыбка,поворот головы вправо,влево)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ. (улыбка)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. (водим языком по верхним зубам) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ.

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ. И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ.

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ. (движения широким языком)

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (поочерёдное надувание щёк) (БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ. (подуть на широкий язык.

жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ. (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ. (широкий язык лежит на нижней

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ. ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ. (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы, ребята, вот мы с вами подкрепились! Двигаемся дальше.

Упражнение с целью правильного произношения гласных звуков .(Повторяют движения в соответствии с текстом. Четко произносят звуки а, о, у, и.)

За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а. Тихо сели на траву, повторяем у-у-у. Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о. Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и.

–Что можно сказать об этих звуках? (Звуки эти можно петь) (Подвожу ребят к дереву).

Ребята, посмотрите, это волшебное дерево! А на нем яблочки с загадками. (отгадывание загадок о лесных животных).

Загадки .

2. Хвост пушистый мех златой, в лесу живет, а в деревне кур крадет?

3. Зимой спит, летом улья ворошит?

4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

5. Через поле напрямик, скачет белый воротник.

6. Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это?

Физминутка. (Идем по кругу, изображаем мышат, зайчат, лисят, волчат, медвежат)

Были мы ребятами стали мы мышатами, были мы мышатами,стали мы зайчатами, Были мы зайчатами,стали мы лисятами. Были мы лисятами,стали мы волчатами, были мы волчатами,стали медвежатами. Были медвежатами, Стали мы ребятами.

А теперь,ребята,скажите,как «разговаривают» наши звери (Мышка - пи-пи-пи, лиса- тяф-тяф, волк- у-у-у-у и т. д.).

Ребята, а где живут эти звери (в лесу).

Беседа о диких и домашних животных.

Как можно назвать животных, которые живут в лесу?

А домашние, это какие животные (Которые живут возле человека).

Ребята, а вы догадались из какой сказки пришли эти звери (теремок).

Инсценирование сказки теремок.

Анализ сказки.

Ребята, кто первый нашел теремок (мышка)

А кто последний (медведь)

Как поступил медведь? Почему? Он исправил свою ошибку? Как? Кто ему в этом помог?

Вывод: Когда мы все дружные, добрые, то и работа у нас ладится.

А давайте построим свой теремок.

Физкультминутка (встаем в круг, держимся за руки.

Дети изображают зверюшек). В чистом поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Жили дружно, не тужили. (обнимаемся) Там и мышка, там лягушка, зайка с лисонькой подружкой. Серый волк, зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок мишка косолапый, раздавил он теремок своей огромной лапой. (стучим кулачками) Звери очень испугались. Поскорее разбежались. (на стульчики) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый (Снова собираемся в круг, беремся за руки, поднимаем их вверх).

Вот так мы будем строить нашу дружбу, как большой теремок!

Пришло время возвращаться в детский сад. (встаем в круг, берем волшебный цветок)

–Раз, два, три цветочек в садик нас верни! (Повторяем все вместе).

Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями и волшебным цветочком:

Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, И героям помогали, И задания выполняли. Скажем дружно до свидания!




Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию диалогической речи в старшей группе «Путешествие в сказку» Цели: Формировать разговорную диалогическую речь; закреплять знание художественных произведений; закреплять умения правильно согласовывать.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка» Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка»». Цель НОД: Систематизировать знания детей.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Отгадай сказку» Цель – ЗКР. Закрепление правильного произношения звука (б).Учить различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов в звукоподражательных.

НОД по развитию речи «Путешествие в сказку «Колобок» для детей второй младшей группы Программное содержание: Побуждать детей вспомнить сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки.

В этом курсе мы реализовали в своей работе такое направление как речевое развитие,опираемся на программу Н. В. Нищевой младшей возраст,программу.