Развитие детей         10.04.2024   

С какого возраста дети начинают брать игрушки. Во сколько месяцев ребенок играет с погремушками. Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Эт

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.


Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год

Какие игрушки необходимы для новорожденного?

Немаловажное место в списке детского приданого занимают игрушки. И здесь будущих мам и пап поджидает множество соблазнов. Что действительно необходимо крохе, лишь начинающему свое знакомство с миром?

Надо заметить, что игрушки не являются предметами первой необходимости для новорожденного малыша. В первые недели жизни он и видит-то их с трудом, т.к. его зрение недостаточно развито: ребенок еще не может фокусировать взгляд на предметах и все, что находится от него дальше или ближе расстояния вытянутой руки, видит как расплывчатые пятна.
Он пока не умеет следить за движущимися предметами. Что уж говорить о том, что взять игрушку в руку и удержать ее кроха сможет лишь несколько месяцев спустя! Поэтому знакомиться с первыми игрушками малыш будет лишь по несколько минут в день и преимущественно при участии взрослого, который будет показывать ему игрушки и побуждать следить за их движением.

«Игрушка номер один» для ребенка первого месяца жизни - это погремушка. Наряду с традиционными погремушками существуют и небольшие по размеру электронные музыкальные игрушки – они тоже подойдут для первых игр взрослого с малышом. Погремушки, предназначенные для самых маленьких, имеют диаметр 6-8 см.

Для малышей выпускаются также погремушки, соединенные в гирлянды наподобие бус, - они крепятся к кроватке или коляске. Для занятий с ребенком можно приобрести и яркую из ткани; сначала ее будет показывать малышу взрослый, а со временем кроха сможет познакомиться с пей самостоятельно. Такая погремушка сделает более разнообразными тактильные ощущения ребенка. Она может иметь ручку или надеваться на руку или ногу ребенка, подобно браслету.

Игрушки-подвески тоже крепятся к кроватке, но с помощью дуги или кронштейна. Впоследствии, когда малыш подрастет, их можно будет прикрепить к манежу.

В последнее десятилетие в продаже появилась еще одна игрушка для самых маленьких - мобиль. Это своеобразная карусель, которая может крутиться и на которой крепятся погремушки или другие небольшие игрушки. Мобиль может быть механическим (в этом случае он заводится ключиком) или электрическим (такие игрушки работают от батарейки). При движении большинство мобилей играют негромкую приятную мелодию.

Производители иногда указывают возраст «от О» на некоторых других игрушках, в том числе, например, на детских конструкторах. Однако использовать их для игр с новорожденными можно лишь теоретически - все, кроме мобилей и погремушек, пригодится крохе лишь через несколько месяцев.

Как выбирать первые игрушки и как их использовать?
Мобиль- недешевая игрушка, а потребуется она малышу лишь в первые 1-2 месяца жизни. Но приобретать его совсем не обязательно: подвешенных над кроваткой ребенка нескольких обычных погремушек будет вполне достаточно для его нормального развития.

Если вы все же решили купить мобиль, выбирая его, посмотрите, как выглядят игрушки снизу, ведь именно в таком ракурсе их будет видеть ребенок.

Внимательно прислушайтесь к звучанию погремушки или мобиля: звук не должен быть резким, пронзительным, иначе он может напугать ребенка. Хорошо, если все выбранные вами погремушки, будут звучать по-разному, ведь малыш нуждается в разнообразных слуховых впечатлениях.

Пусть все приобретенные вами погремушки будут разнообразных форм и цветов (это касается и погремушек, закрепленных на мобиле): таким образом вы сделаете первые зрительные впечатления малыша более разнообразными. Желательно, чтобы на некоторых погремушках было контрастное изображение лица (например, черные глазки, ротик и носик па желтом фоне): такая игрушка привлечет внимание ребенка, и ему будет легче сосредоточить на ней взгляд.

Выбирая погремушку, обратите внимание на то, для ребенка какого возраста она предназначена (эта информация обычно указывается на упаковке). Имейте в виду, что, хотя погремушки считаются первыми игрушками, далеко не все они предназначены для новорожденных.

Приобретая погремушку, имейте в виду, что покупаете ее «на вырост»: ребенок не всегда будет просто рассматривать ее – придет время, когда малышу захочется подержать ее в руках и попробовать на зуб. Поэтому уделите особое внимание безопасности. Покупайте детские игрушки только в специализированных магазинах, которые сотрудничают с известными фирмами - производителями детских товаров и ни в коем случае не на рынке; только в этом случае вы можете быть уверены, что игрушка изготовлена из нетоксичного материала.

Выбирайте игрушки из мягкого пластика - твердый может трескаться, и отколовшиеся от погремушки острые куски могут стать причиной травм. У игрушки не должно быть мелких деталей, которые легко могут оторваться. Когда малыш подрастет и начнет самостоятельно исследовать погремушку, он может оторвать или откусить эти детали и проглотить их.

Подумайте о «будущем» игрушки и в плане развития ребенка: выбирайте погремушки с удобной ручкой в виде стержня: через 3-4 месяца малышу будет удобнее удерживать такую игрушку самостоятельно. Хорошо, если поверхность ручек погремушек будет разной на ощупь, ведь крохе будут нужны различные осязательные ощущения. Покупая погремушки, которые подходят одновременно и для самых маленьких, и для детей постарше, вы сможете существенно сэкономить.

Не стоит засыпать ребенка игрушками: 3-4 погремушек (при отсутствии мобиля) вполне достаточно. Причем вешать над кроваткой или коляской (в 40-60 см от лица ребенка – именно на таком расстоянии он может различать предметы) надо не все погремушки сразу, а 1-2, периодически меняя их. Тот же принцип относится и к использованию мобиля: игрушки, прикрепленные к карусели, желательно менять каждые несколько дней. Однообразные игрушки быстро примелькаются ребенку и не будут вызывать у него интереса.

Во время бодрствования ребенка, он может поиграть с игрушками. Исходя из возраста ребенка, игрушки можно подвесить над кроваткой малыша или дать ему в руки. Если малыш уже умеет сидеть, то можно положить на коврик рядом с ним.

Для правильного развития малыша игрушки играют большую роль. Какие же должны быть первые игрушки малыша ?

Сейчас в магазинах продается большое множество игрушек для малышей и для более старшего возраста. Но в таком огромном разнообразии не всегда сразу можно сообразить, что же в данное время моему ребенку подойдет больше всего, какие должны быть первые игрушки малыша? Если погремушка, то какую лучше взять, чтобы она помогала в развитии малыша и в то же время не сильно захламить домашнее пространство… Не увлекайтесь
покупкой игрушек, берите только то что запланировали.

Игрушки для новорожденного

Вообще жизни ребенка игрушки не нужны. Для него сейчас важнее принять и понять новый мир, окружение в котором он теперь находится. И для него каждая минутка наполнена новыми ощущениями. Он теперь сам дышит — это для него новое, ему дают кушать — это тоже новое, его сейчас одевают в одежду — в течении 9-ти мес. такого точно не было. 🙂 Теперь он слышит звуки совсем по другому, его купают и т.д. А самое важное, что теперь мама носит его на руках а не в животике. И мама сейчас дает ему больше всего счастья радости и понимания и помогает ему познать этот пока еще новый для него мир…

Игрушки для ребенка от 1 месяца

По истечении первого месяца жизни малыша, когда он уже
научится рассматривать какие нибудь интересные
предметы, можно над кроваткой подвесить какую нибудь игрушку . Но пока не слишком громкую, а лучше просто шелестящую, которая начинает колыхаться, от того что мама вошла в комнату. Подвешивать ее нужно на расстоянии 30 сантиметров над кроваткой!

В продаже, в магазинах, есть много игрушек которые цепятся на кроватку. И они колыхаются в потоке воздуха. Можно так-же и механическую карусельку.

На следующем этапе развития будет полезна игрушка музыкальный бокс – это такая игрушка, которую нужно потянуть за колечко и части этой игрушки начинают двигаться и звучать. Сперва можно самим заводить такую игрушку, а вскоре когда малыш подрастет, он сам будет «заводить» ее.

Первые игрушки малыша — Важно!
Игрушка-карусель имеет несколько положительных качеств — цвета игрушек, музыка и движение. Но для совсем маленького ребенка все вместе это пока не нужно. Вместо развития и радости он будет утомлен, раздражен.
И еще один момент: Если даже ребенок очень любит музыкальных утят над головой, нужно периодически делать разнообразие. Например можно подвесить спокойную игрушку, без всякой музыки.

Как развивают малыша карусели над кроваткой?
Каруселька ребенку помогает развивать фиксирование взгляда, а так же слух. Если вы включили карусельку малыш это услышал и сразу же начал искать глазами от куда этот звук. Он находит над ним весящие разноцветные игрушки и смотрит на них.

2-3 месяца ребенку очень интересно рассматривать человеческие лица. Поэтому в это время очень важно разговаривать с малышом почаще ласковым голосом, смотреть в глаза, убаюкивать, рассказывать сказки.

Кукла неваляшка тоже может стать любимой игрушкой. Она интересна тем что при покачивании издает звуки.

Первые игрушки малыша — Совет!
Если вы хотите пораньше научить ребенка пользоваться ложкой и чашкой, то к 4-ем месяцам можно эти предметы положить в кроватку или на коврик (туда где малыш бодрствует). В процессе игры, ребенок научится держать ложку и чашку. Но маме нужно будет помогать, обучая его.

Первые игрушки малыша с 2-4 месяцев.


В возрасте 2–4 месяцев можно показывать разные погремушки, колечки и т.д. Игрушки хваталки, сжималки, кусалки и которые можно слушать. Ребенок будет стремиться потрогать и дотянуться до таких предметов.
И в это время важно давать ребенку игрушки разные по форме, размеру и по фактуре. (ткань, дерево, резиновые, пластиковые)

Яркие детальки и разные формы погремушки стимулируют у ребенка мышление. Он их исследует с помощью ручек и ротика. Все детальки у игрушек должны быть из качественного и прочного материала и не должны иметь острых углов.

Посмотрите в магазинах с игрушками маленькие мягкие браслеты, которые одевают на ручки и ножки. Или еще есть варежки с вдавленными бубенчиками. Предметы которые издают звук, помогут малышу понять, что при движении ножек и ручек, издается звук. Но такие игрушки пугать малыша не должны. Если Вы заметили, что ребенок пока еще пугается таких звучащих погремушек, лучше отложите на небольшой промежуток времени. А через недельку, другую попробуйте дать еще.

Очень хорошо, когда в игрушке есть несколько разных частей. С такой игрушкой будет интересно поиграть. Твердую часть можно щупать и чесать десны, а мягкую часть можно посасывать или покусывать.

Где-то в 4-5 мес. у ребенка появляются хватательные движения .

И теперь все что он сможет схватить, тут же будет отправляться в рот.

После того как ребенок изучит игрушки или предметы, ему станет интересно, что они делают (падают, звенят, катятся) И он будет выбрасывать из кроватки свои игрушки.

Какие-то из игрушек можно привязать за веревочки, да и сами по себе веревочки, это отличная игрушка . Их можно сделать разного цвета, длины и фактуры). На некоторых веревочках можно завязать узелки. Только будьте рядом и следите, чтобы малыш не запутался в них.

В возрасте 5–6 мес. и дальше детишки любят в руках держать игрушки, любят ими погреметь, стучать по столу или перекладывать. Хорошей игрушкой может стать обычная х/б тряпочка , ее можно будет жевать, мять и сосать. (только нужно ее стирать периодически, и лучше чтоб она не линяла) Так же хорошие игрушки в этом возрасте это резиновые пищалки, мягкие игрушки (без длинного меха), мячики, кубики.


Первые игрушки малыша — ХОРОШИЙ совет!
1. Игрушки маленького ребенка желательно мыть ежедневно под горячей водой.

2. Любая игрушка поднесенная ребенку, будет более интересной если мама преподнесет ее творчески. Мама пока еще остается главным действующим лицом в играх малыша. Даже самая красивая и дорогая игрушка останется всего лишь кусочком пластмассы, без Ваших радостных показов, нежных объяснений. Не больше. Играйте со своим малышом. И получайте удовольствие от игр.

Вещи, окружающие младенца, влияют на его развитие, помогают развивать моторику, внимание, концентрацию. Важным этапом является время, когда ребенок начинает держать предметы в ручках.

Особенности развития

Новорожденного игрушки не интересуют, но на 3-ей неделе жизни он может увлекаться яркими предметами, следить за погремушкой глазами. Ребенок еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс хорошо развит. Младенец сожмет вложенную в руку вещь, станет держать, но не поймет, что произошло. Это неосознанное движение, также грудничок хватает мамин палец, одежду. Самостоятельно он не отпустит предмет, придется разжимать его пальчики.

Во сколько месяцев малыш начнет держать игрушку? К хватанию предмета он приходит в несколько этапов:

  1. После 8-10 недели он начинает удерживать в ручках вложенные предметы, изучает их, часто тянет в рот;
  2. Достигнув 4-х месяцев, он осознанно хватает предметы, попадающие в поле зрения, притягивает их, пробует трясти и радуется полученным звукам;
  3. После 5 месяцев ребенок пытается брать предметы с кроватки, пеленального столика, зажимает их двумя руками, постепенно учится справляться одной;
  4. Шестимесячный ребенок способен хватать вещи из положения лежа, может одновременно держать разные предметы в двух руках. До этого момента детям не хватает концентрации для фиксации пары погремушек. Ребенок, держащий вещь в ладони, разжимает ее при получении игрушки в другую ручку.

Дети случайно задевают погремушки, висящие в кроватке. Они могут обрадоваться, и взрослым кажется, что это игра. На самом деле эмоции бывают и отрицательными. Во избежание испугов нужно подвешивать игрушки не ниже 40-50 см над кроваткой, пока ребенку не исполнится 2 месяца.

Научить держать предмет

Все занятия проводятся в игровой форме, с разговором и в хорошем настроении. Любой навык занимает время, требует от грудничка усердия и многократных повторений. При первых попытках ему тяжело удержать предмет, нельзя сердиться на ребенка, сравнивать, даже мысленно со знакомыми детьми, расстраиваться. Обязательно нужно заниматься с грудничком, это значительно ускорит приобретение новых навыков и положительно повлияет на развитие в целом.

Сцепление ручек

Верным признаком того, что ребенок начинает активнее познавать мир, является соединение ручек над грудью. Обычно этим движением сопровождается потягивание к какому-либо предмету. Чтобы научить сцеплению, нужно соединять ручки младенца: так он чувствует пожатие своих пальчиков. Упражнение удобно выполнять, когда малыш на руках. Во время кормления можно обвить ручками бутылку.

Вкладывание в руку

Нужно заинтересовать ребенка, поводить перед ним игрушкой на расстоянии 20-30 см от груди, погреметь. Заметив вещь, ребенок следит за ней взглядом. Затем мама вкладывает погремушку в ручки малыша.

Располагать ее нужно поперек ладони, между большим и остальными пальцами – при сжимании ее удобнее будет держать. Сначала маме нужно помочь ребенку и соединить пальчики, обхватив игрушку.

Первое время малыш может брать и быстро отпускать предмет, затем начинает фиксировать его на несколько секунд, постепенно увеличивая время

Когда ребенок крепко держит игрушку, нужно разнообразить упражнение, пытаясь «отобрать» ее: легонько потянуть на себя. Так он почувствует напряжение в мышцах. Постепенно грудничок сам тянется к погремушкам. Действия нужно сопровождать речью, соблюдая вопросительную, восклицательную интонацию.

Хорошим развивающим приспособлением станет коврик из лоскутов разной фактуры, с крепко пришитыми пуговицами, крупными бусинами, подобными вещами.

Схватывание предметов

Для выработки хватательного движения нужно подвешивать яркий предмет рядом с левой или правой ручкой. Не нужно торопиться и вкладывать игрушку в ладонь малыша. Он должен проявлять самостоятельность, развивать движения, познавать их механизм. Не следует торопить ребенка, нужно соблюдать алгоритм действий:

  1. Коснуться тыльной стороны его руки, так он раскроет ладошку;
  2. Заинтересовать вещью, позвенеть;
  3. Ждать, чтобы ребенок сам брал предложенную вещь;
  4. Если малыш не проявляет интерес, нужно поменять погремушку и повторить действия.

Процесс сопровождать улыбкой и разговором. Постепенно нужно помогать ребенку трясти погремушку или сжимать игрушку с пищалкой. Он запомнит движение и попытается повторить самостоятельно.

Затем нужно подводить его свободную руку к занятой и дать дотронуться до предмета. Это способствует формированию перекладывания из одной ручки в другую. Если разместить рядом с малышом несколько игрушек, он потянется к понравившейся.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

  1. Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
  2. Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
  3. Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
  4. Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
  5. Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
  6. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку. Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
  7. Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов. Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
  8. Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

Покупать первые игрушки для ребятишек нужно тщательно и аккуратно. Прежде всего, следует сориентироваться в огромном ассортименте всевозможных игровых аксессуаров для новорождённых детей. Основное правило – игрушек не должно быть много!

В первые недели крохе не до развлечений, поскольку он и видит-то не очень хорошо по причине несовершенства зрительных органов. Всё, что расположено ближе или дальше 25 — 30 сантиметров, новорождённый воспринимает в качестве мутного пятна.

И всё же для сенсорного стимулирования игрушки могут быть полезны, особенно если подобраны по возрасту. Например, традиционная погремушка – идеальный вариант для новорождённого. О том, как её выбрать и какие виды погремушек существуют, читайте в нашем материале.

Погремушки для новорождённых

Игрушка № 1 для новорождённого ребёнка – несомненно, погремушка.

Первые такие изделия были изготовлены из натуральных подручных материалов – берёзовой коры, дерева, ивовой лозы, костей животных.

Назывались подобные предметы побрякушками, шуршунками или грематушками. Помимо собственно развлекательного предназначения, первая погремушка также служила своеобразным оберегом от злых духов и недоброго колдовства.

Невзирая на постоянно меняющийся дизайн, форму и усложнение функций, сам принцип действия погремушки остаётся неизменным вот уже несколько столетий. При встряхивании полой ёмкости, заполненной шариками и другими небольшими предметами, ребёнок слышит негромкий звук.

Польза от погремушек

Какую пользу несут игрушки-погремушки для новорождённых? Эти предметы предназначены для всестороннего развития младенца:

  • к концу четвёртой недели ребёнок начинает определять направление звука, попутно совершенствуя слуховые умения;
  • также совершенствуется и зрительный аппарат: ребёнок начинает вглядываться в игрушку, стараясь поймать глазками её перемещение;
  • вкладывая погремушку в детские ручки, родители развивают тонкую моторику пальцев, учат держать игрушку в ладошках.

В детских магазинах можно приобрести погремушки на любой вкус и размер, однако правильно будет учитывать возраст малыша, а также качество выбираемой продукции.

Многие мамы советуют на первое время запастись 2 — 3 погремушками. Для новорождённого малыша, большую часть времени проводящего во сне, такое количество игрушек – уже огромное изобилие.

Производители сегодня предлагают несколько разновидностей шумящих изделий. Все они предназначены для младенцев, однако не каждая подойдёт для новорождённого ребёнка.

Рассмотрим виды погремушек подробнее:

  • подвески (с 0 месяцев). Их крепят над постелью, в коляске либо автомобильном удерживающем устройстве. Некоторые игрушки дополнительно оснащены музыкальным блоком. Поначалу ребёнок просто смотрит и слушает, а затем, в 3 месяца, начинает хватать элементы.

    Для развития эмоциональной сферы ребёнку в полтора месяца можно подвешивать погремушки с изображением улыбающегося персонажа. Важно, чтобы были отчётливо видны рот и глаза;

  • браслеты (с 0 месяцев). Надетые на ногу или руку браслеты способствуют развитию двигательных умений. Ребёнок станет активнее шевелить конечностями, желая услышать характерный шум. Нужно убедиться, что погремушка не пережимает конечность;
  • мягкие (от 3 до 5 месяцев). Такие погремушки сшиты из различных по фактуре тканей, что способствует развитию тактильных ощущений. Также малышей привлекает необычный, «шуршащий», звук, который издаёт игрушка;
  • кольца (от 3 до 5 месяцев). Изделие выглядит как брелок с ключиками, в роли которых выступают мелкие предметы. Сталкиваясь, они издают шум, который привлекает внимание ребёнка;
  • носки (от 3 до 5 месяцев). Эти изделия надеваются на детские ножки, как и обычные носочки. Единственное отличие – в «мордах» животных, которые крепятся к носкам, имеются погремушки, развлекающие младенца;
  • прорезыватели (от 6 месяцев). Такие погремушки представляют собой комбинацию игрушки и прорезывателя – устройства с охлаждающим гелем, обезболивающего дёсна при ;
  • булавы (от 4 месяцев). По обоим краям держателя находятся яркие шарики или забавные фигурки. Такие изделия идеальны для развития навыка захватывания предметов и их удержания;
  • на присоске (от 7 месяцев). Такие игрушки прикрепляют к обеденному столику, чтобы ребёнок смог их хлопать и трогать, однако сбросить их вниз не получится.

Традиционный вариант погремушек – фигурка на держателе. Как ручка, так и сама игрушка могут быть выполнены из различных материалов. Главное – выразительность и приятные ощущения.

Виды материалов

Чтобы ребёнок смог играть погремушками без рисков для своего здоровья, необходимо подобрать игровой аксессуар из правильного материала. Чаще всего «шумящие» игрушки делают из дерева, пластика, ткани и силикона.

Что лучше для новорождённого?

  • пластик . Современные производители предпочитают именно этот материал для изготовления детских погремушек. Качественные пластиковые игрушки безопасны, отличаются разнообразием оттенков и форм. За ними очень просто ухаживать – достаточно помыть и просушить;
  • дерево . Экологический и натуральный материал, обладающий приятной текстурой. Отличаются чистым и приятным звучанием и простотой в обращении. Натуральное дерево безопасно, если ребёнок потянет игрушку в рот, а уход за ним заключается только в протирании чистой влажной салфеткой. Единственный минус – достаточно большой вес, к тому же ребёнок может по неосторожности ударить себя деревянной погремушкой по голове;
  • ткань . Чаще всего текстильные погремушки бывают из хлопка с велюровыми вставками. Наполнитель может быть любым. Огромный плюс – лёгкость и невозможность нанести себе травму. Однако такие изделия быстро пачкаются, их придётся постоянно стирать;
  • силикон . Такой материал применяют при производстве погремушек-прорезывателей. Обычно наполнитель в силиконовых игрушках жидкий, поэтому важно следить за целостностью покрытия игрового аксессуара.

В первые месяцы жизни лучше всего давать ребёнку силиконовые или тканевые погремушки. Младенец ещё только обучается управлять своими движениями, поэтому может нечаянно стукнуть себя по лбу любимой игрушкой.

С взрослением спектр материалов для погремушек существенно расширяется. К полугоду грудничок уже может забавляться с игрушками с разнообразной текстурой. Это способствует более быстрому развитию тактильных ощущений.

Какие игрушки нужны крохотному новорождённому? В первую очередь – безопасные.

А чтобы подобрать действительно полезную погремушку, необходимо соблюдать несколько правил при посещении магазина:

  1. Приобретение погремушек на рынке, с лотка, полностью исключено. Совершайте покупку только в специализированных детских магазинах или аптечных сетях. Важно убедиться, что товар сертифицирован и соответствует российским и международным стандартам.
  2. Перед покупкой игрушку необходимо понюхать. Выраженный химический «аромат» свидетельствует о низком качестве использованных материалов или красителей. Естественно, такие погремушки покупать нельзя.
  3. Внимательно осмотрите изделие. Необходимо убедиться, что у игрушки отсутствуют сколы, заусенцы, острые уголки и прочие дефекты, которые могут травмировать нежную кожу ребёнка.
  4. Цвет приобретаемой игрушки должен быть естественным, не «ядовитым». Чрезмерная пестрота и яркость – возможный признак некачественного изделия. Кроме того, для совершенствования зрительного аппарата подходят натуральные оттенки.
  5. Проверьте игрушку на громкость издаваемых шумов. Звучание должно быть приятным, нерезким, иначе дети напугаются и расплачутся. Кстати, самый приятный звук издают деревянные погремушки.
  6. Также можно проверить и вес приобретаемого изделия. Груднички не смогут удержать в руке предмет, вес которого превышает 100-граммовую отметку.
  7. Если вы хотите купить погремушку-прорезыватель, убедитесь в целостности игрушки, поскольку жидкий наполнитель при повреждении «контейнера» может вытечь.

Игрушки для новорождённых и ребятишек постарше должны быть цельными, без мелких элементов, которые способны отлететь и закупорить дыхательные пути малыша.

Погремушку можно дать уже трёхнедельному ребёнку, однако возьмёт он её только из-за развитого хватательного рефлекса. Конечно, говорить в этом случае о какой-либо самостоятельной игре не приходится.

Первые игрушки для новорождённого демонстрирует взрослый. Делает он это так, чтобы беспомощный и мало что умеющий ребёнок смог заметить и увлечься погремушкой.

Игрушку подносят к детскому лицу на расстояние в 25 — 30 сантиметров и передвигают её плавно из одной стороны в другую, немного позвякивая ею.

Так ребёнок сможет сфокусировать взгляд и услышать интересное звучание.

Длительность игры – не более 2 минут.

Двухмесячный малыш уже более развит, по сравнению с новорождённым ребёнком. В возрасте двух месяцев мама может вкладывать погремушку в детскую руку, чтобы кроха учился удерживать игрушки, манипулировать ими (например, подносить ко рту для изучения).

Трёхмесячный ребенок начинает становиться всё более умелым и самостоятельным. Он уже способен взять игрушку из маминых ручек, зажать её в кулаке и тщательно осмотреть. Некоторые дети пробуют ею греметь, удивлённо замирая при услышанном звучании.

Во сколько месяцев малыш начинает держать игрушки?

Как уже было отмечено, великолепно развитый рефлекс хватания позволяет ребёнку держать маленькие предмет буквально с первых дней. Если родитель даст ему пластиковое кольцо, новорождённый мгновенно схватится за него и начнёт удерживать.

Подобные действия проходят без контроля сознания. Точно так же ребёнок берёт в захват материнский палец или одежду. Причём сила его хватки настолько велика, что приходится порой разжимать детские пальчики, чтобы освободить предмет.

Невзирая на тот факт, что держать игрушки ребёнок способен с самого рождения, манипулировать ими он ещё не в состоянии. В таком возрасте крохи даже не понимают (и не видят), что за предмет находится у них в руках. Действуют они исключительно рефлексивно.

Погремушки-подвески могут случайно задеваться руками, после чего ребёнок начинает изучать неожиданной качающийся и шумящий предмет. Однако опять же эти действия нельзя назвать игрой. Кроме того, подобные моменты могут испугать малыша, поэтому следует подвешивать игрушки повыше.

Осознанное держание и удерживание игрушек начинается в трёхмесячном возрасте. Если вложить в детскую ладошку погремушку, она тут же окажется во рту – с целью изучения и знакомства. Ребёнок в 3 месяца внимательно разглядывает игрушку, однако трясёт ею неосознанно, не понимая принцип её действия.

Полугодовалые ребятишки уже отлично ориентируются в особенностях работы погремушки, с большим удовольствием стуча ею по любым поверхностям. В том числе и по своему лбу. Именно поэтому не следует давать малышам тяжёлые игрушки, так вы избежите шишек и синяков.

Когда малышу исполнится четыре месяца, он начнёт брать игрушки самостоятельно, без подсказок взрослых.

Можно отметить несколько этапов в прохождении этого действия:

  1. В возрасте четырёх месяцев ребёнок начинает хватать предметы, расположенные на уровне его глазок. Он удерживает погремушку обеими ручками и целенаправленно тянет к себе для повсеместного изучения. Малыши также стучат по подвескам, потрясают погремушками для извлечения звука.
  2. Когда ребёнок немного подрастёт (после 5 месяцев), то начнёт брать предметы с поверхности постельки или пеленального стола обеими руками. Поднятая игрушка тщательно изучается, малыш пробует ею играть. Пока большинство манипуляций совершается двумя ручками.
  3. Полугодовалый ребёнок берёт желаемый предмет из любого положения: лёжа на спинке, животике или боку. Кроха берёт погремушку одной ручкой, вторая в этот момент может удерживать другую игрушку. Ребёнок в 6 месяцев самостоятельно играет погремушками, причём у него появляются любимые игрушки.

Когда ребёнок достигнет того возрастного периода, в котором его навыки позволяют брать желаемый предмет, необходимо начать «ревизию» потенциально опасных вещей, окружающих малыша.

Не многий карапуз удержится от многочисленных соблазнов: ведь хочется и изучить вкус маминого крема, и взять со стола блестящую вилку, и попробовать на вкус хвост или лапу кошки, проходящей мимо. Жажда познания – воистину великая вещь!

Погремушки – это первые игрушки малыша, появляющиеся дома. Шумящие предметы призваны вызвать у новорождённого ребёнка начальный интерес к окружающей среде и получению информации.

Чтобы развитие грудничка с первых дней походило правильно, необходимо приобретать только безопасные погремушки, подходящие ему по возрастным показателям. Познавайте окружающий мир без проблем!