Проблемы воспитания         28.12.2023   

Когда ребенок должен начинать держать. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Рассказывает врач-педиатр. Когда нужно беспокоиться

Особо активные родители очень любят делиться с окружающими достижениями своих детей, поэтому нередко у молодых мамочек заранее формируется представление о том, в какое время должны происходить те или иные вещи, например, когда ребенок начинает ходить. Если же этот срок подошел, а малыш еще не сделал даже первого уверенного шага, начинается паника. На самом деле даже специалисты не устанавливают строгие временные рамки для важного события. В возрасте до 1,5 лет дети во многих вопросах развиваются индивидуально. Прорыв может случиться в любой момент, и помощь со стороны родителей малышам нужна крайне редко. Не нужно слепо верить страшным историям бабушек и подруг, лучше проконсультироваться с педиатром, который осмотрит ребенка и даст все необходимые указания.

В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

  1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
  2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
  3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
  4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.

Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

  • Стопы ставятся параллельно друг другу.
  • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
  • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
  • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.



Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

  • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
  • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.



Как помочь ребенку сделать первые шаги?

Стимулировать ребенка к новым достижениям можно и нужно. Только делать это рекомендуется мягко, ненавязчиво и без фанатизма. Не стоит принуждать малыша, родители должны только помогать.

Существует несколько вспомогательных методик, которые не только помогут ребенку пойти, но и окажут положительное воздействие на общее состояние организма.

  • Регулярный массаж . Легкое поглаживание, поверхностное растирание и легкое постукивание по спинке, голеням и стопам ребенка позволит снять гипертонус мышц и укрепить при этом волокна. По поводу того, сколько делать повторений и какие именно упражнения использовать, необходимо проконсультироваться с ортопедом или детским физиотерапевтом.
  • Специальная гимнастика в комплексе со стимулирующими упражнениями . Оптимальным набором упражнений считается пассивное сгибание и разгибание ножек, стояние на носочках с помощью родителей. По мере укрепления мышц вводят приседания, подпрыгивания и потягивания с помощью опоры или при поддержке взрослых.
  • Применение игрушек-каталок . Этот вид вспомогательных предметов дети очень любят. Они с удовольствием опираются на яркие игрушки и толкают их перед собой, привыкая к технике движения. После этого переучить их на самостоятельную ходьбу довольно легко. Стоит учесть, что ходунки выполняют обратную функцию. Они не вызывают должного напряжения мышц и приводят к задержке развития навыка.
  • Создание соответствующей среды . У ребенка должно быть много свободного пространства. Малыши, проводящие все время в манеже, начинают ходить позже всего. Лучше предоставить карапузу всю комнату, позаботившись заранее о его безопасности и расставив мебель так, чтобы она служила надежной опорой. При этом располагать игрушки нужно таким образом, чтобы дети были вынуждены не просто ползти к ним, а подниматься на ножки и даже тянуться, стоя на носочках.

Особое внимание нужно уделить обуви малыша, который пошел. Если вначале ребенок будет чувствовать себя комфортно босиком, в пинетках или легких носочках, то со временем придется приобрести сандалики или ботинки. Изделия должны быть качественными, легкими, с гибкой и удобной подошвой. Никаких моделей «на вырост», только четко по размеру. Приветствуется наличие фиксирующего задника и маленького каблучка. Все части обуви, кроме подошвы, должны быть гладкими и легко собираться в складки.



Малыш ходит на цыпочках. Что делать?

Иногда ребенок сразу и без посторонней помощи начинает ходить на носочках. Это не должно беспокоить только в том случае, если ребенок выполняет данное упражнение чтобы привлечь внимание и покрасоваться или достать какую-то игрушку.

Причины состояния могут быть как физиологическими, так и патологическими.

  1. Зачастую на носочках ходят дети, у которых выраженный гипертонус мышц. В этом случае с проблемой помогут справиться физиотерапевтические мероприятия. Основной причиной состояния считается кислородное голодание детского организма в период беременности или во время родов.
  2. В некоторых случаях напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому хождение на носочках кажется ребенку самым удобным. Это состояние проходит самостоятельно по мере повышения активности ребенка. Скорейшей нормализации навыка способствует хождение на четвереньках, приседания, активное ползание и лазание.
  3. Часто ребенок встает на цыпочки, просто чтобы стать выше и лучше рассмотреть то, что находится вне зоны его досягаемости.
  4. Иногда бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка и невозможность выплеснуть накопленную энергию другим путем. В данном случае нужно просто добавить в режим малыша физические упражнения, которые позволят ему быстрее уставать.
  5. Симптом может быть последствием родовой травмы. В этом случае без вмешательства врачей не обойтись.
  6. Случается, что хождение на цыпочках указывает на начало развития детского церебрального паралича. В этом случае состояние сопровождается множеством симптомов, поэтому поставить диагноз очень легко. Это сможет сделать любой педиатр во время планового осмотра.

Своевременное исправление походки защитит от развития косолапости, заболеваний шейного отдела позвоночника, нарушения осанки и задержек в физическом развитии.

Даже если малышу уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит паниковать, нужно обратить внимание на его общее состояние. Веселые, озорные и активные дети, которые с удовольствием играют, ползают и сидят, скорее всего просто пока не испытывают потребности в ходьбе. В нужное время карапуз не просто встанет, а очень всех удивит своими умениями.

Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребёнок определённо научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста малыш должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь.

Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.

Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребёнку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.

Младенцы, которые проводят много времени лёжа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.

3 — 4 месяца

На этом этапе мышцы шеи ребёнка укрепляются быстрыми темпами и обладают достаточной силой, чтобы позволить младенцу поднять голову лёжа на животе. Вскоре плечевые мышцы малыша станут достаточно сильными, чтобы поддержать тело, и ребёнок начнёт нагружать их и отрывать грудь от опоры, как будто делая мини-отжимание.

5 — 6 месяцев

Когда ребёнок достигнет шестимесячного возраста, он сможет правильно сидеть, держа голову прямо. Однако кроха не сможет долго оставаться в этом положении и будет нуждаться в поддержке, чтобы оставаться в этом положении.

На этом этапе лучше всего окружить младенца подушками, чтобы, если ребёнок опрокинется, он не пострадал.

Всегда держите младенца в поле зрения. Не используйте слишком пухлые подушки. Так вы снизите риск задохнуться.

Когда ребёнок достигает шестимесячного возраста, он поймёт, как сохранить равновесие, сидя в вертикальной позиции, и начнёт использовать руки, чтобы обеспечить поддержку.

7 — 8 месяцев

В возрасте 7 месяцев грудничок может сидеть вертикально без поддержки, даже не полагаясь на свои руки, чтобы удержать равновесие. Он, скорее всего, сможет развернуться, оставаясь в сидячем положении, чтобы достать игрушку руками. Вскоре, используя руки, ребёнок будет уверенно садиться из лежачего положения.

Как научить ребёнка сидеть?

В каком возрасте ребёнок начинает сидеть самостоятельно, зависит от готовности его мышц поддерживать тело. Поэтому вы не сможете научить кроху сидеть раньше срока.

Но родители могут помогать малышу тренировать мышцы, чтобы сидение далось крохе легче, когда его тело будет готово к этому.

1. Пусть ребёнок больше времени проводит лёжа на животе.

Первый шаг к идеальному сидячему положению начинается со способности стойко удерживать голову. Лучший способ достичь этого — усилить мышцы шеи и спины во время лежания на животе.

Положите грудничка лицом вниз на живот и поместите его любимые игрушки перед ним. Поощряйте малыша смотреть на эти игрушки, слегка подняв голову.

Когда кроха научится сидеть, повторите упражнение. Это поможет младенцу научиться поддерживать и перемещать массу тела во время сидения. Спрячьте игрушки и заставьте ребёнка искать их глазами, пока он находится на животике. Это заставит малыша поднять свое тело.

2. Перемещайте ребёнка сами.

Один из способов познакомить ребёнка с движением — это сначала показать ему само движение. Поместите малыша на мягкую поверхность и осторожно ворочайте. Это поможет малышу развить чувство ориентации, чтобы самому совершить движение.

3. Сидение с опорой.

На шестом месяце жизни младенца вы можете научить его сидеть с опорой. Лучший метод осуществить это — использовать своё тело в качестве спинки для крохи.

Сядьте на кровать или мягкий коврик и поместите любимые игрушки своего ребёнка перед собой. Предоставьте малышу возможность сидеть на коленях, опираясь спиной на вашу грудь и живот. Позволяйте крохе играть со своими игрушками.

Это усилит мышцы спины и приучит ребёнка к ощущениям при сидении.

4. Используйте любопытство младенца в качестве инструмента.

К девятому месяцу малыш сможет сесть сам. Настало время побудить его как можно больше оставаться в этом положении.

Поместите объекты, представляющие интерес, в пределах его руки так, чтобы малыш сидя смог получить к ним доступ. Вы также можете сидеть рядом со своим ребёнком и играть с ним.

5. Сосредоточьтесь на укреплении мышц.

Любое движение тела связано с использованием мышц. Более сильные мышцы означают, что ребёнок научится сидеть быстрее. Регулярно массируйте младенца и ежедневно используйте активные игры, чтобы усилить мышечный каркас тела малыша. Кроме того, такие действия, как ползание, переворачивание и лежание на животе, являются естественным средством укрепления мышц крохи.

Как научить ребёнка садиться. Упражнения и игры, которые помогут ребёнку сесть

Вот несколько простых, но замечательных игр и мероприятий, которые вы можете использовать, чтобы помочь ребёнку сесть.

Найди погремушку

Возраст для игры: четыре месяца.

Упражнение: Расположите грудничка на животике и внесите в поле зрения погремушку. Когда младенец начнёт поворачивать голову в направлении звука, погремите игрушкой над ним, чтобы ребёнок потрудился изогнуться назад для наблюдения за погремушкой.

Преимущества: Идёт работа на мышцы шеи, нижней части спины и на костный остов. Младенец может использовать свои руки, чтобы двигать туловищем, а также задействовать мышцы плеча в этом процессе.

Скручивание

Возраст для игры: четыре месяца (когда младенец может держать голову).

Упражнение: Расположите ребёнка у себя на ногах, повернув его ножками к себе. Держите младенца за руки и аккуратно потяните его вверх в движении, которое напоминает качание пресса.

Убедитесь, что вы двигаете ребёнка плавно. Чтобы добавить некоторый ритм к активности, рассказывайте стихотворение.

Преимущества: Упражнение будет работать на мышцы нижней части спины и мышцы живота, которые необходимы, чтобы помочь научиться сидеть.

Переворачивание

Возраст для игры: 6 месяцев.

Упражнение: Положите грудничка на спину. Расположите игрушку перед ним и медленно переверните младенца на бок так, чтобы он не отрывал взгляд от игрушки. К этому возрасту многие младенцы могут перевернуться. Поэтому ребёнок попытается перевернуться, чтобы лучше рассмотреть объект. Когда малыш это сделает, похвалите его. Регулярно повторяйте это упражнение, особенно когда младенец демонстрирует готовность к игре.

Преимущества: Укрепляет спину и косые мышцы, которые помогают ребёнку занять сидячее положение.

Велосипед

Возраст, чтобы играть: 6 месяцев.

Упражнение: Положите малыша на мягкую поверхность. Осторожно поднимите ножки вверх. Медленно совершайте круговые движения ножками, имитируя езду на велосипеде. Добавьте несколько забавных звуков и шумов, чтобы заинтересовать младенца. Сделайте паузу на несколько секунд после пяти велосипедных действий.

Преимущества: Укрепляет мышцы нижней части спины.

Помощь во вставании

Возраст: Восемь месяцев.

Упражнение: Посадите кроху. Держите младенца за руки и осторожно поднимите его до положения стоя. Повторите это три — четыре раза, а затем опустите. Подождите несколько секунд перед возобновлением действия.

Преимущества: Укрепляет мышцы спины, живота и бёдер. К восьми месяцам дети могут сидеть самостоятельно и делать первые попытки встать.

Осторожно: тело вашего ребёнка нежное. Выполняйте эти упражнения только тогда, когда уверены, что не причиняете малышу вреда. Не переусердствуйте. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности для безопасности ребёнка.

Уважайте естественный процесс развития ребёнка.

Вы никогда не будете давать твёрдую пищу ребёнку до достижения определённого возраста. Точно так же вы никогда не должны заставлять малыша сидеть, прежде чем он достигнет соответствующей вехи развития в своей жизни.

Дети учатся переворачиваться в возрасте четырёх месяцев, и любой шанс на сидение возникнет только после этого момента в его жизни. Более того, тело младенца лучше всего будет готово к сидению только спустя шесть месяцев после рождения. Поэтому, побуждая младенца сидеть до этого возраста, вы получите неудовлетворительные результаты. К тому же это повредит развитию ребёнка.

  • будьте рядом с ребёнком, когда он учится сидеть, чтобы избежать любых опасностей;
  • положите подушки вокруг ребёнка в качестве поддержки, чтобы он не упал и не ударился о твёрдую поверхность.

Позволять крохе практиковать умение сидеть желательно на полу, используя игровой коврик, а не высокую поверхность или край кровати.

Что делать, если ребёнок не сидит?

Некоторые дети могут замедляться в своем развитии, но что, если ваш ребёнок показывает нулевую способность сидеть даже после девяти месяцев?

На что обратить внимание?

  1. Если младенец родился раньше срока, то он может постепенно замедляться в своём росте и развитии. Кроха вполне возможно пропустит отметку на этапах развития и достигнет их позже по сравнению с детьми, родившимися в срок.
  2. Младенцы, которые переболели серьёзными инфекциями или переносят сложное заболевание в раннем возрасте, неизбежно развиваются медленней. Болезнь может задержать их способность проявлять физические навыки, такие как переворачивание, ползание и сидение. Когда ребёнок полностью выздоровеет, он будет продолжать курс своего развития, хоть и медленно.

Если младенец не является недоношенным, не страдает последствиями перенесённого заболевания, но по-прежнему не может сидеть, вы должны сначала искать другие недочеты в физическом развитии:

  • ребёнок неспособен поднять голову при лежании на животе после достижения пятимесячного возраста. Его лицо просто падает, и малыш не поднимает его вверх;
  • младенец не может переворачиваться даже спустя шесть месяцев. Нуждается в поддержке даже для основных движений;
  • не ползает через девять месяцев;
  • не в состоянии проползти и встать с поддержкой в 1 год;
  • не ходит и не бегает спустя 18 месяцев.

Если ребёнок демонстрирует вышеуказанные признаки, проконсультируйтесь с педиатром. Обычно неспособность сидеть сопровождается другими проблемами развития, которые должен интерпретировать врач.

Всегда полезно вести дневник этапов развития ребёнка и периодически обсуждать его с вашим педиатром.

Помните, что неспособность сидеть не должна вызывать панику или тревогу, пока ваш ребёнок овладеет другими навыками своего возраста. Не торопитесь, не заставляйте младенца сидеть. Если этого не случится в этом месяце, произойдёт чуть позже. Ребёнок садится, когда полностью готов.

Новорожденные еще не способны управлять руками, контролировать движения и держать в ручках предметы. Но уже на третьей неделе жизни они могут увлекаться яркими вещами, следить за игрушкой глазами. Малыш еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс развит хорошо практически с рождения.

После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами, а к четырем уже осознанно берет и удерживает предметы в руках. Давайте рассмотрим подробнее, во сколько месяцев ребенок начинает держать игрушки в ручках самостоятельно.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать предметы

За счет хватательного рефлекса ребёнок может держать игрушку уже с двух-четырех недель с момента рождения. Он делает это непроизвольно и не может контролировать движения. Если дать крохе маленький предмет, он ухватит его неосознанно и будет держать, как мамин палец. Самостоятельно разжать пальцы в этом случае новорожденному невозможно, поэтому это придется сделать взрослому.

Для привлечения внимания ребенка в первые месяцы жизни используйте яркие игрушки, которые держите на расстоянии 30-50 сантиметров от лица младенца, чтобы тот заметил предметы. В этом возрасте отлично подходят цветные погремушки. Но не выбирайте слишком шумные изделия и не используйте резкие звуки, иначе кроха может испугаться.

Кроме того, малышам до пяти-шести месяцев не рекомендуется давать тяжелые погремушки и предметы, иначе при игре он может уронить игрушку и ударить себя. После двух месяцев младенец может удерживать компактные вещи в руке, изучать и тянуть в рот. А когда ребенок начинает держать погремушку или другую игрушку в руке осознанно, узнаем далее.

Когда ребенок сам берет и держит игрушки

После четырех месяцев малыши начинают осознанно хватать и брать предметы, которые попадают в поле зрение крохи. Кроме того, ребёнок притягивает игрушки и даже пытается трясти. Он хватает изделие, которое расположено на уровне глаз. Сжимает игрушку и усердно тянет ближе к себе, пытается засунуть в рот. Кроме того, детки могут стучать по подвешенным погремушкам.

После пяти месяцев ребенок начнет сам брать предмет с кровати или с пеленального столика, зажимать двумя руками и постепенно переходит на использование только одной руки. После полугода малыш должен уметь одновременно держать разные предметы в каждой ручке. При этом он уверенно берет желаемую вещь только одной рукой из положения лежа на животе, боку или спине.

После пяти-шести месяцев малыши могут самостоятельно играть погремушкой, держать и трясти, выбирать понравившуюся игрушку и отталкивать другие. Кроме того, он может сам снять носок с ноги и сцеплять ручки между собой. В этом возрасте важно обеспечить максимальную безопасность для ребенка, ведь он может схватить проходящее мимо животное за хвост, укусить тюбик с кремом и так далее.

Помните, что для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие. И если он в четыре месяца еще не может удерживать или хватать игрушку, не нужно паниковать. Нужный навык сформируется чуть позднее. Однако вы можете помочь освоить данное умение при помощи легких упражнений.

Как научить ребенка держать предметы в руках

  • Выполняйте занятия в виде игр, используйте разговоры, . Будьте в хорошем настроении, не повышайте голос, не кричите и не раздражайтесь, если у крохи что-то не получается;
  • Выбирайте время для игр и занятий, когда малыш здоров и спокоен, сыт. Важно, чтобы кроху ничего не отвлекало и не беспокоило. При этом не оставляйте малыша одного с игрушкой, иначе он может травмироваться!;
  • Выполняйте упражнения по очереди для каждой руки, чтобы не сформировались навыки только правши или левши;
  • Чтобы научить кроху сцеплять ручки, регулярно соединяйте руки грудничка, чтобы он почувствовал сжатие пальцев. Хорошо помогает обвивание руками какого-нибудь предмета, например, погремушки или бутылочки для кормления;
  • Заинтересуйте ребенка яркой игрушкой. Поводите изделием перед лицом, погремите. Когда младенец заметит интересную вещь, начнет следить взглядом, вложите предмет в ручку. Кладите изделие поперек ладони между большим и другими пальцами. Помогите крохе соединить пальчики и обхватить игрушку. Сначала он будет держать вещи недолго, но постепенно период фиксации увеличивается;
  • Когда ребенок уже крепко и продолжительное время держит игрушку, разнообразьте упражнения. Начните тянуть предмет, пытаясь отобрать. Это улучшит реакцию крохи и увеличит напряжение в мышцах. В качестве развивающей игры используйте лоскутный коврик с крепко пришитыми крупными пуговицами, бусинами и прочими подобными изделиями;
  • Чтобы выработать хватательное движение, подвешивайте яркие изделия рядом с одной из ручек. Пусть кроха проявит самостоятельность и развивает движения;
  • Помогайте малышу трясти погремушку и сжимать пищащую игрушку. Он запомнит движения и будет повторять самостоятельно. А чтобы развить навык перекладывания предмета из одной ручки в другую, подводите свободную ручку к занятой, давайте дотронуться до вещи;
  • Обязательно хвалите кроху, когда тот смог выполнить задание. Это позволит малышу радоваться и осознавать успех, а также станет стимулов для последующих занятий;
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши тянут каждый предмет в рот, особенно в период прорезывания зубов. Поэтому нужно регулярно стирать или мыть изделия, а пластмассовые, резиновые и стеклянные вещи – .

Какие игрушки выбрать ребенку

Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.

Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы. Малыши уже реагируют на звук.

В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.

К полугоду можно взять движущиеся игрушки и развивающие изделия, разные по текстуре. Но они не должны издавать слишком громкие и резкие звуки, быть большими, не должны быть объемными и тяжелыми, чтобы не испугать и не травмировать кроху. Кроме того, малыш должен легко и удобно держать предметы. Подробное развитие грудничка по месяцам вы найдете по ссылке .

В возрасте пяти месяцев малыши более любознательны и активны. Они интересуются всем, что происходит вокруг. Кроме сна и бодрствования, легко переворачиваются в стороны, пристально концентрируют внимание на объекте и стараются дотянуться к любимой игрушке. Некоторые их сверстники даже проявляют умение сеть на попу, чем радуют маму и папу. Для большинства детишек такие достижения еще не по силам – этим навыкам они обучаться немного позже. Когда ребенок начинает сидеть, однозначно ответить сложно. Главное – это не пытаться ускорить освоение нового навыка. Лучше дождаться сроков, когда кроха самостоятельно обучится ранней вертикализации.

Когда ребёнок начинает присаживаться самостоятельно

Критерии развития и роста каждого ребенка индивидуальны. Однако педиатры выделяют несколько основных показателей:

  • 6 месяцев – в этом возрасте он учится сидеть при помощи взрослых;
  • 7 месяцев – в таком возрасте ребёнок сидит самостоятельно без каких-либо поддержек;
  • 7,5-8 месяцев – из любого положения может легко сесть, уверенно держит спинку и тянется к понравившимся игрушкам.

Все дети разные по характеру, темпераменту и двигательной активности. Кто-то может садиться в 9 месяцев, а кто-то на 2-3 месяца раньше. Такие показатели не являются отклонением от нормы развития. Даже врач-ортопед не скажет точные сроки, когда ребенок должен сидеть. Если он физически развит крепко и нет патологии, то особо беспокоиться не стоит. Ведь у каждого карапузика свой путь развития, который не похож на сверстников.

Можно ли ребенка присаживать специально

Некоторым родителям может показаться, что их ребенок уже готов сидеть и стараются ему в этом помочь. Если вы не уверенны в своих действиях, лучше проконсультируйтесь у своего терапевта.

Чем же опасно раннее высаживание младенца, которому не исполнилось 6 месяцев? Во-первых, мышцы спины еще хрупкие и не приспособлены к высоким нагрузкам. Если насильно усаживать грудничка в вертикальное положение – это может негативно отразиться на его позвоночнике. Это не относится к здоровым детям, старше 8-9 месяцев. В таком возрасте уже можно начинать присаживать.

Во-вторых, навязчивость одного из родителей научить малыша хорошо сидеть, приводит к получению маленьким психологической травмы. Как результат, у ребенка долгое время не получается присаживаться либо возникает чувство страха.

Если же полугодовалый малыш самостоятельно проявляет желание опереться на локотки и пробует садиться, значит пришло время и ему нужно помочь. Однако такие занятия необходимо проводить без вреда для здоровья ребенка и не более 1-1,5 часа на день.

Некоторые родители, чтоб научить грудничка сидеть раньше шести месяцев, обкладывают его подушками или подолгу удерживают на коленях. Это самая распространенная ошибка, которую нельзя допускать. Особенно, когда кроха еще не способен переворачиваться на животик либо легко заваливается из сидячего положения. Вследствие лишней нагрузки на позвоночник, начинает портиться осанка, а в будущем это может аукнуться серьезными проблемами.

Упражнения для укрепления спины

Если малыш не выявляет желания сидеть и не пытается встать самостоятельно, значит, ему необходимо помочь освоить этот навык.

Укрепить мышечный корсет помогут ежедневные гимнастические упражнения и общеукрепляющий массаж. Их обязательно выполняют на твердой поверхности. Также полезно плавание в ванночке, а с четырех месяцев – посещение детского бассейна (по возможности, хотя бы раз в неделю).

Серия простых упражнений для укрепления позвоночника, которые можно выполнять с самого раннего возраста:

  • Положите малыша на спинку. Подайте свои указательные пальцы, чтоб он ухватиться ручками. Медленно приподнимите до угла 45 градусов. Зафиксируйте в такой позе на две-три секунды и опустите в положение «лежа». Проделайте упражнение 2-3 раза утром, в обед и вечером.
  • Ребёнок лежит на животе. Подложите руки под его живот и грудь так, чтоб он упирался ножками в тело взрослого. Из-за поднятой головки у него напряжены мышцы спины, шеи и ягодиц. В такой позе удерживайте несколько секунд, после чего возвращайте в исходную позицию.

Для моторного и психического развития ребенка рекомендуется развесить над его кроваткой колечка либо музыкальный мобиль. Игровые принадлежности должны висеть на расстоянии 30-40 см от глаз крохи. Любопытство ребенка заставит тянуться к игрушкам, чтоб взять в ручки. Приподнимаясь к забаве, он будет укреплять свою мышечную систему.

Если ребёнок не садится, скорее всего, он не готов самостоятельно выполнить это действие, либо испытывает стресс. В таких случаях родителям категорически нельзя:

  • Высаживать малыша на подушки с вертикальной спинкой.
  • Садить на колени, брать на руки с согнутыми ножками и ровным позвоночником.
  • Носить ребенка сидя в «рюкзаке-кенгуру», слингах, «сумках- переносках»;
  • Возить в прогулочной коляске в сидячем положении (В целях безопасности, фиксатор спинки установить под 45 градусов).

Ребёнок первый раз садиться (смотреть видео)

Мальчики и девочки: факты и предположения

Многие родители верят, что мальчиков можно начинать приучать садиться раньше шести месяцев, в отличие от девочек. Однако мнение врачей иное. Они утверждают, что половой признак не влияет на наступление попыток у детишек сесть в том или ином возрасте. Не стоит преждевременно усаживать оба пола ранее полугода, так как это опасно для их здоровья.

Известный врач Комаровский предупреждает, если девочки начинают садиться раньше положенного времени, это может привести к искривлению костей малого таза, развитию сколиоза, а в будущем вызвать проблемы с вынашиванием ребенка и родами. Также из-за ранней вертикализации могут возникнуть и другие нарушения мочеполовой системы. Поэтому доктор «К» советует присаживать девочек только после 6-7 месяцев, когда их организм окрепнет.

Если мальчики и девочки, которые уже хорошо освоили новые навыки и садятся раньше полугода. Как правило, это подвижные сангвиники и холерики. Немаловажную роль играет генетическая предрасположенность и сами родители. Возможно, что они больше занимались с ребенком. Например, чаще делали активные и пассивные упражнения для развития шейных и спинных мышц.

Конечно, здесь все индивидуально и зависит от того, настолько кроха хорошо развита. Немалое значение имеет вес и рост ребенка. Детишки с избыточным весом менее подвижны и активны, чем худенькие малыши. В совокупности с другими факторами эти критерии замедляют развитие мышечной массы и позвоночного столба. Поэтому такие дети позже своих сверстников начинают сидеть самостоятельно.

Раннее присаживание: можно ли сажать не сидячего ребенка? (видео)

Действительно ли раннее высаживание детей может повлечь нарушения опорно-двигательного аппарата и стать причиной развития тяжелых патологий? (Смотрите видео)

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.