Воспитание в семье        21.10.2023   

Психологические отличия мальчиков и девочек. Психологические различия мужчин и женщин Социально психологические различия между мужчинами и женщинами

Введение

Дифференциальная психология - это научная дисциплины, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология - это раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В. Штерн в 1900 году. Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможным благодаря внедрению в психологию экспериментального метода (1879 год). Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, обьединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Здесь мы встречаемся еще с одним направлением эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект - принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированыых вариаций индивидуальных форм, образующих вид.

1. Влияние семейной среды на психическое и личностное развитие

Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и прочее. Семья очень связана с хозяйственным строением и имеет мало отношения к любви, вернее, имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление.

Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования - подчинения (власти), ответственности и эмоциональной близости.

Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны были воспитываться государством (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организация и так далее), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. Быт понимался как организация потребления в широком смысле этого слова. Из элементарной производящей ячейки общества, семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. А. Г. Харчев считал семью основанной формой социальной общности в сфере быта, "первоэлементом быта", включая в нее не только экономические, но и этические отношения. Он полагал, что "детопроизводство" в интересах функционирования общества является основной функцией семьи.

Психологи обращают главное внимание на межличностное общение в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова . Анализируя весь список "функций семьи", он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя "семья", порождает и воспитывает детей. Общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивается время их жизни, повышается стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%), и лишь 8 % отрицательно относятся к нему.

Ребенок лишается одного родителя. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление.

В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений.

Дети, лишившиеся одного или обеих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги. Самое главное - мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.

Отчим и дедушка не могут полностью заменить отсутствие отца.

Старшие и младшие братья и сестры оказывают не меньшее влияние на психическое развитие ребенка.

Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из семей, где умер один из родителей.

Дети из разведенных семей чаще бывают нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны "витать в облаках" и плохо учатся.

Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца.

Но нет хуже, если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с ондой стороны, это ее ребенок и она - мать, с другой стороны, ребенок - помеха в ее жизни.

Психологи выявили, что матери чаще видят в своем ребенке плохие черты характера, чем хорошие. Эти дети хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации.

Чаще всего отец в семье выступает образцом интелектуальной и профессиональной успешности.

Однако главный вклад в общее интелектуальное развитие детей вносит так называемый климат семьи. Дети из многочисленных семей показывают более низкие результаты почти по всем интелектуальным тестам, чем дети, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровня интелекта от порядка рождения. У детей, родившихся позже, уровень интелекта ниже, чем у старших братьев и сестер. Дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают творческие задачи.

Разница в возрасте между детьми - фактор менее значимый, чем порядок рождения детей и размер семьи. Наилучший интервал рождения детей 6-7 лет. Если эмоционально близкий родитель влияет на уровень интелекта ребенка, общаясь с ним, то их интелектуальные уровни должны сближаться. Проще говоря, уровень интелекта родителя должен быть ближе к уровню интелекта того из родителей, которые ему более эмоционально близок и с которым он чаще и интенсивнее общается.

Дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только личностного, но и интелектуального). Отношения между родителями особенно сильно влияет на умственное развитие детей от 3 до 4 лет.

Оказывание эмоциональной поддержки детям в ходе выполнения ими интелектуальной деятельности приводит к максимальному эффекту, а влияние контроля приводит к уменьшению эффекта.

2. Мужская и женская сексуальность

Для повышения сексуальности человека прежде всего следует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современной науки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животным трудом в коллективе и что биологические закономерности продолжают в нем действовать.

Истоки сексуальности восходят к самим ранним формам существования живой материи, характерной особенностью которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Постоянное взаимодействие живой материи с окружающей средой привело к развитию многоклеточных живых организмов,определенные клетки которых - зародышевые клетки (гаметы) - хранители наследственной информации.

Человек управляет сексуальным вожделением более или менее осознанно придавая ему тем самым индивидуальный характер.

Половая потребность, развившаяся в любовь, сопровождается чувством восторга, заботы, симпатии, умиления и многими другими эмоциями, пронизывающими все наше существо.

В интимных отношениях отражаются путем воспитания (или, наоборот, не получавшие должного развития) качественные категории человеческого, а следовательно, социального способа существования.

Ключ к пониманию культурно-духовных влияний на сексуальное поведение мужчины и женщины в уровне развития общественной формации. В сознании многих людей понятие нравственности, морали ассоциируется только с сексуальным поведением.

Сексуальность женщины больше, чем сексуальность мужчины слита с ее личностью. Из числа опрошенных 81 % женщин и только 49 % мужчин отметили, что общение с нелюбимым человеком не приносит удовольсвия.

На мужчину формы тела при выборе партнерши оказывает большее влияние, чем на женщину; для женщины большее значение имеют личность и особые черты характера мужчины. Большинство женщин интересуются сексуальными отношениями меньше, чем мужчины. Стремление к прочной связи и созданию семьи у женщины также выражено сильнее и имеет большее значение. Смена партнера и неверность у них встречается реже.

Женщина жаждет внимания и нежности. В браке важной частью ее половой удовлетворенности являются согласие и взаимопонимание.

Мужчина гораздо чаще берет на себя активную и ведущую роль при выборе партнера, установлении сексуальных контактов, затем и при пробуждении к половому сношению, при его подготовке и осуществлении. Женщина же предпочитает, чтобы ею руководили, но в этом предоставлении ведущей роли другому нет пассивности.

Склонность женщин к сексуальной активности только по отношению к любимому партнеру можно, очевидно, объяснить, почему многие их них легко соблюдают супружескую верность даже при длительном отсутствии мужа. Женщина возбуждается только преимущественно только сексуальной активностью мужчины. Женщины желают разнообразных и продолжительных ласк определенного партнера; мужчины часто не справляются с этим требованием и поэтому меняют способ удовлетворения или партнершу.

Сексуальное общение может привести к глубокому удовлетворению и гармонии, если оно не тормозит развития личности какого-либо из партнеров.

С первого дня жизни человек - это существо определенного пола. Родители и воспитатели формируют у ребенка стиль поведения, соответствующий полу и содействующий его социальной адаптации. Одеждой и выбором игрушек родители также способствуют формированию специфических в половом отношении черт. Итак, насколько родители, следуя социальным привычкам, воспитывая ребенка, готовя его к жизни, учитывая его пол, настолько же неудовлетворительно знакомят его с половыми различиями между мужчиной и женщиной. Предоставленные самим себе, опираясь на собственные наблюдения, они вынуждены самостоятельно познавать различия между мальчиком и девочкой, женщиной и мужчиной.

В первые годы жизни дети охотно играют с собственными руками, ногами, гениталиями; девочки, подражая матерям, пользуются косметикой и прочее. Неверно усматривать в этом сексуальные мотивы. Позднее внимание детей переключается с собственного тела на другие предметы окружающего мира. До 10-11 лет интересы детей в половом отношении относительно нейтральны. В этот период половые органы растут незначительно.

Для периода полового созревания характерно уже осознанное понимание физической и психической принадлежности к определенному полу. Жизнь, заполненная только сексуальностью, настолько же неудачна, насколько она несовершенна при полном ее отсутствии. Гармоничный половой союз нельзя рассматривать как подарок. Он ставит перед партнерами постоянные задачи, решения которых зависит от воспитания, общества и, конечно же, от тех людей, которые вместе хотят быть счастливы. Удается им это легче, чем ближе они друг другу и во всех остальных сферах жизни, чем больше уважают и любят друг друга. Таким образом, в сексуальность привносится культура, и она помогает человеку быть счастливее.

3. Методика влияния перспективной жизненной стратегии

Однако дело не в том, что способности и мотивация находятся в динамическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в отбор первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании "отличников" и "троечников" начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конкретными целями обучения.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии и плохо связано со способностями овладению ею.

Другой фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для него работа по специальности. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождает особое отношение к ней, существенно влияют на ее выбор. Приобретает ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватноговыбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В каченстве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их разнообразии: от виртуальных, биологических до высших социальных.

4. Подход к интеллекту

Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк . Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный.

Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий. Психиметрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интелекта, так и от социокультурных факторов.

Социальный интелект представляет собой интелектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса.

Концепция Айзенка в значительной мере опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной деятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.

Кроме временных характеристик, для сопоставления с показателями IQ привлекаются и многие другие параметры: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, ассиметрия.

Иследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологоческими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Аналих мозга показал, что именнов тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений рецептивный слой коры был в два раза толще обычного. Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. Чем больше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для решения интересующей проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства обьектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.

5. Роль наследственности в жизни человека

Психогенетика - это область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психофизиологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств личности.

Феномену наследственности неизменно сопутствует феномен изменчивости, отражающий индивидуальные, семейные и иные различия между особями одного вида.

Человеческое разнообразие появляется появление с двойной детеринацией последовательных признаков. В период развития человеческого плода, речь может идти, лишь о специфики органических расхождений. Многие физические расхождения создают основу для личности.

Фенотип - это совокупность внешних и внутренних организмов. Фенотип является результатом взаимодействия генотипа и условий окружающей среды. Генотип - это совокупность генов организма. Высказать предположение о своем генотипе можно, если узнать свою родословную и какие признаки определяются доминантно, а также рецессивно. Более точно можно сказать, если привлечь к анализу фенотипы родителей. Зная генетическую природу признака, фенотип родителей и детей, можно определить генотип. Отличие наследственных признаков, но и у потомков одной родительской пары. Отличие наследственных признаков имеет большее значение в процессе борьбы за существование. У человека типы наследованиях признаков устанавливаются при изучении семейных родословных с помощью клинико-генеалогического метода. Для определения характерна наследственности того или иного заболевания необходимо ответить на вопросы: проявляется ли данный признак в каждом поколении, с одинаковой ли частотой данная болезнь встречается у мужчин и у женщин и

Вывод:

Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличаются один индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Этимология.

Происходит от лат. individuum - неделимое и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга.

Специфика.

Диапазон индивидуально-психологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. Существенную роль играют половые : показано, что мужчины более доминируют, ориентированы на объективный мир, способны к отвлеченному мышлению, обладают лучшими конструктивными способностями; женщины более уступчивы, эмоциональны, общительны, готовы оказывать помощь, обладают лучшими языковыми способностями.

История.

Экспериментальные исследования индивидуально-психологических различий берут начало в работах Ф.Гальтона, А.Бине. В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А.Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М.Джордан - на рассуждающий и активный типы; У.Джемс - на рациональный и эмпирический; Г.Гросс - на "глубоко-узкий" и "мелко-широкий". Э.Шпрангер, Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Г.Юнг также предложили свои типологии. В типологии А.Пьерона выделяется 56 различных типов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

(англ. individual differences in behavior ) - особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии . Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения , , особенности восприятия , внимания , памяти , мышления , эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы , , ). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом , в результате обучения, тренировки и т. п. И.-п. р. м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

И.-п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и педагогической психологии , в психологии труда , в патопсихологии накоплен большой эмпирический материал об И.-п. р. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А . Бине . В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудно перечислить: и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А. М. Джордан); рационалисты и эмпирики (В . Джемс ); «глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты (К . Г . Юнг ) и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес.

В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. - изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б . М . Теплова , В. С. Мерлина, В . Д . Небылицына и их сотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности (см. Свойства н . с .).

В психологии накоплены факты о т. н. индивидуальном стиле деятельности , т. е. об устойчивых способах работы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробные исследования И.-п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности н. с., мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности , под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.-п. р., касающиеся свойств личности (прежде всего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь посредством тестов ; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности.

Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации . См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "индивидуально-психологические различия" в других словарях:

    Индивидуально–Психологические Различия - Индивидуально психологические различия достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуально психологических различий может достигать значительных значений, п … Психологический словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ. Особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. И. п. р. могут характеризовать как частные психические свойства и отдельные психические процессы (например,… …

    Индивидуально-психологические различия - – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются индивидуально психологические… … Словарь-справочник по социальной работе

    Индивидуально-психологические различия - достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И. п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального… … Педагогический терминологический словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ - (англ. individual diferences in behaviour) – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.– п. р., которые могут… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ - абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - (от лат. differentia различие) отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию… …

    Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - (англ. abstracting) (в логике) мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве исходного множества для А. может выступать множество свойств (предмета,… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Темперамент в структуре индивидуальности человека , Русалов Владимир Михайлович. Книга содержит работы известного специалиста в области дифференциальной психофизиологии и психологии. Они отражают вклад автора в разработку теоретических и экспериментальных основ…

Мужчины и женщины - это вечная война полов. Все пытаются узнать, кто же более умный и более приспособленный к жизни, но мало кто понимает, что друг без друга мы- ничто.

Все люди уникальны, но у нас есть как сходства, так и различия. Мужчины и женщины имеют свои особенности, которые даровала им природа. Например, мужчина чаще скрывает свои чувства . Это необъяснимо, но это факт. Таковы они от природы.

Психологические различия

Никто не знает, почему, но большинство мужчин не может заниматься более чем одним делом в конкретный отрезок времени . Это не говорит о том, что они не умеют одновременно дышать и идти, просто им сложно, например, сконцентрироваться на вождении автомобиля и на пении одновременно. У женщин такие трюки получают просто легче. Так настроен их мозг. У них оба полушария соединены лучше, поэтому работают они более слаженно.

По причине того, что женский мозг более многозадачен, прекрасному полу легче дается изучение иностранных языков.

Что касается пространственной ориентации, то мужчины любят шутить над дамами, что у них географический кретинизм. Конечно, это не так, но разобраться с тем, куда идти, когда они потерялись, им труднее.

Мужчины чаще бывают интровертами , в то время как дамы любят быть открытыми для всего мира. Мужчины медленнее взрослеют, поэтому чаще стесняются своих чувств. Недаром говорят, что мужчины на самом деле являются повзрослевшими мальчишками.

Физиологические различия

Женщины более гибкие , поэтому им легче заниматься подобными видами спорта.

Мужская кожа толще женской , поэтому мужчины гораздо медленнее стареют.

Женщины значительно лучше чувствуют запахи . Это объясняет, почему у слабого пола настоящая мания на приятный парфюм.

Все слышали о том, что такое дальтонизм. Так вот, женщин-дальтоников не существует в природе . Тогда как у мужчин дальтонизм является частой проблемой. Мужчины вообще хуже различают цвета.

Для достижения оргазма женщинам требуется значительно больше времени.

Мы уже сказали про дальтонизм, однако женщины гораздо реже болеют наследственными заболеваниями в целом.

Сосуды у женщин более здоровые , что объясняет их долголетие и хорошее здоровье сердца.

Как видно, у мужчин и женщин много различий, которые можно назвать шуткой природы. Мужчины живут меньше, но зато медленнее стареют. Женщины хорошо себя чувствуют, но не могут жить одни, поэтому им трудно без любимого мужчины. Слабый пол на самом деле очень сильный. У них хуже развита мускулатура, но в нашем мире сила определяется не только физически, но и психологически. Как говорится, за каждым сильным мужчиной всегда стоит сильная женщина. Дамы умеют направлять своих избранников, они являются неким подобием счастливого талисмана, поэтому невозможно быть супер успешным без второй половинки.

В народе говорят: «Женщины и мужчины с разных планет». Психология подтвердила, что это действительно так. Не в прямом, конечно, смысле. Изучением различий мужчин и женщин занимается гендерная психология. На сегодняшний день собрано немало данных, зная которые, можно избегать из-за непонимания. Вот лишь некоторые из психологических различий мужчины и женщины.

Женщинам больше свойственно абстрактное . Вместе с этим они большее внимание придают деталям, условиям, последствиям, содержанию.

Мужчинам же важна конкретика, факты и итоги. Однако если речь идет, например, о вложениях, то мужчины склонны больше ориентироваться на будущее, женщинам интереснее получить результат от своих денег здесь и сейчас.

Способности, или кто же умнее

Никто. Нельзя сравнивать мужчину и женщину в плане , так как каждый пол прекрасен в своей сфере и соответственно превосходит противоположный:

  • У женщин отмечаются более развитые к чтению, письму, языкам, эстетике, то есть гуманитарные.
  • У мужчин в большей степени развиты технические способности в сфере точных наук.

Нельзя сказать, что обуславливает такую закономерность: природное влияние или результат стереотипного воспитания (мальчикам покупают машинки и буквально заставляют возиться с техникой). А вот другой факт точно не зависит от воспитания: среди мужчин чаще встречаются и умственно отсталые.

Работа полушарий

Мало того, что у всех людей правое и левое полушарие развито не одинаково, так между мужчинами и женщинами существует дополнительное отличие: женщины задействуют сразу два полушария, мужчины – какое-то одно. Именно поэтому мужчинам сложнее сочетать анализ и эмоции. От того же женщины быстрее и эмоциональнее разговаривают. Зато мужчины лучше ориентируются в пространстве.

От особенностей работы полушарий зависит и все поведение мужчин и женщин:

  • Мужчинам нужно время на переключение с чувств на рациональность и наоборот.
  • Женщины постоянно балансируют между и разумом, мужчины же руководствуются то одним, то другим.

Адаптация

Способность к адаптации напрямую связана с характеристиками нервной системы. Известно, что все люди отличаются по (типу нервной системы), но также известно, что у женщин психика более гибкая и менее устойчивая (переходы от одного эмоционального состояния к другому происходят за считанные секунды), чем у мужчин. Именно этот факт и позволяет говорить о лучших способностях к адаптации у женщин.

Интуиция

Мы привыкли говорить о наличии женской интуиции, но так ли это? На самом деле это не что иное, как наблюдательность к мелочам и деталям, свойственная женскому мышлению. Заметив сразу несколько акцентов, мозг сам составит полную картину и выдаст женщине как «озарение» итог ситуации. Мужчины могут точно так же предугадывать результат, но за счет логики и больших временных затрат.

У мужчин из всех типов лучше развито зрительное. Женщины же лучше воспринимают на слух. Да-да, мужчины и правда любят глазами, а женщины – ушами.

Что касается , то оно развивается у женщин раньше. Кроме этого, женщины могут видеть больше оттенков. Восприятие женщин в целом подвижнее, чем мужское.

Оценка и самооценка

Женщины чаще страдают от заниженной и неудовлетворенности собой. Что касается оценки других людей, то женщины адекватнее оценивают мужчин, чем женщин. Это вполне понятно. Ведь каждая женщина – потенциальная соперница. Уж если между двумя женщина возник конфликт, то битва будет не на жизнь, а насмерть. Давно доказано, что в борьбе женщины гораздо циничнее, жестче, агрессивнее и расчетливее мужчин.

Мужчины терпимее и снисходительнее относятся к женским недостаткам, возможно, потому что всегда считают себя чуть лучше и сильнее. Женщины в целом больше склонны к суждениям, обсуждениям и осуждениям.

Интересны и еще две закономерности:

  • Мужчины оценивают деловые качества женщин ниже, чем те ожидают. Женщины оценивают физическую силу ниже, чем этого ожидают мужчины.
  • Зато в плане внешности женщины более снисходительны к мужчинам, чего нельзя сказать о восприятии женской внешности мужчинами.

Общение

Мужчины обращают внимание на аргументы. В они немногословны и малоэмоциональны. Женщинам же свойственно отвлекаться от сути разговора, вместо аргументов использовать эмоции или интонации.

Мужчины склонны к дискуссиям, рассмотрению разных позиций. Они не воспринимают любое разногласие мнений как ссору. У женщин – наоборот. Из-за этого и психологической особенности мужчин к слабому распознаванию интонаций часто возникают женские обиды.

Обидчивость

Мужчины никогда не возвращаются к проработанным вопросам и решенным спорам (). Они действительно прощают и забывают. А вот женщины склонны к запоминанию и накоплению обид, ссор, противоречий. Они вроде бы прощают, но помнят.

Многозадачность

Нельзя судить об этом однозначно. Так, с одной стороны, мужчины не могут совмещать два разных дела, если одно требует эмоциональных затрат, а другое аналитических. Но с другой стороны, способность к многозадачности – обязательное требование к современному специалисту.

Тем не менее, психология отмечает, что женщинам проще выполнять сразу несколько дел. Другой вопрос, что одинаково качественно и углубленно их изучить вряд ли получится. Да и чаще речь идет о бытовых делах, которые доведены, как правило, до автоматизма. Женщины не столько склонны к многозадачности, сколько им приходится чаще совмещать несколько дел и сфер, например, семью и работу.

В заключение хочу оговориться, что в статье речь шла о среднестатистическом мужчине и женщине. Конечно, возможны уникальные исключения, подтверждающие правила.

Все три вида различий можно назвать "индивидуальными" в широком смысле слова. Однако в узком смысле слова под индивидуальными различиями понимается отдельная категория отличий.

Индивидуальные различия в узком смысле

В узком смысле под словосочетанием «индивидуальные различия» понимаются отличия человека от самого себя на разных этапах его жизни или в разных ситуациях. Очевидно, что взрослый человек отличается от такого себя, каким он был в детстве. Также один и тот же человек по-разному ведет себя в разных ситуациях: дома в семье, наедине с собой, в кругу коллег или друзей. Изучая эти различия, мы понимаем индивидуальный путь развития человека, а также репертуар его поведения и ролей в социуме.

Также к индивидуальным различиям относятся отличия одного конкретного человека от другого . Например, ребенок отличается от своих родителей: чем-то от мамы, а чем-то от папы (такие различия полезно изучать в генетических исследованиях). Однако следует помнить, что сравнивать двух людей друг с другом неполезно и неправомерно: у разных людей изначально разные условия для развития, как внутренние, так и внешние, поэтому такое сравнение не даст нам полезной информации без четко поставленной узкой цели.

Групповые индивидуальные различия

Групповые различия отмечают все люди в повседневной жизни, т.к. это важный инструмент для прогнозирования поведения конкретного человека. К групповым различиям относятся

  • половые и гендерные различия (между мужчинами и женщинами),
  • различия между людьми разных возрастов (например, можно отследить, чем дети отличаются от подростков, зрелые люди – от пожилых и так далее),
  • расовые, национальные и культуральные различия,
  • профессиональные различия (например, чем инженеры отличаются от музыкантов).

Зная особенности поведения, присущие определенной социальной группе, нам легче сориентироваться в социуме и при встрече с незнакомым человеком проще найти с ним общий язык.

Типологические индивидуальные различия

Типологические различия подразумевают, что людей можно делить на группы по разным психологическим признакам. Например, на экстравертов и интровертов, на людей с аналитическим или синтетическим стилем восприятия, на общительных и замкнутых и так далее.

Все три группы различий описывают индивидуальные особенности человека, используя для этого разные основания: собственные особенности человека, его особенности в сравнении с другими людьми или социальными группами. Поэтому можно сказать, что все три группы различий описывают индивидуальные различия между людьми.