Развивающие игры        16.01.2024   

Учебные способности и пути их развития. Пути развития способностей детей. Что же такое способности

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность . Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности , уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

В школе применяют активные методы обучения , при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей . Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу , чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе , это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», - пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе . Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)

Состоялось общешкольное родительское собрание по теме «Как развивать способности ребёнка». Основанием для проведения данного собрания явилась ситуация, сложившаяся в школе. В течение последних лет в школе 1-2 отличника, низкий процент учащихся, обучающихся на 4 и 5, мало призовых мест на разных уровнях соревнований, конкурсов. При анализе данной ситуации был выявлен ряд причин таких результатов. Одной из важных причин, по нашему мнению, является недостаточное внимание к формированию способностей учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. Поэтому в школе была составлена и реализуется программа по работе с одарёнными детьми, частью которой и является система работы по развитию способностей детей. Данное собрание является началом работы с родителями в этом направлении.

Лекция психолога «Как развивать способности ребенка»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, творческих профессий, стал деловым и предприимчивым.

Известно, что все, чему человек учится в детстве, влияет на развитие его способностей.

Что же такое способности?

Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.

Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы (родители) можем только «следовать за природой», развивая задатки чада.


Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка .

Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.

Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными являются лишь задатки . На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (рисованию, занятию музыкой - специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности ?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

1. Интеллектуальная

    наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.

2. Академических достижений

Чтение:

    часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.

Математика:

    проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

    внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

3. Творческого или продуктивного мышления

    чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

4. Общения и лидерства

    легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5. Художественной деятельности

Изобразительное искусство:

    проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

    проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

6. Двигательная

    проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности, необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические, художественные, музыкальные и т. д.

Нельзя говорить о способностях человека к чему – либо, например к рисунку, если его не пытались обучать этому - рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у ребенка эти способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость. И наоборот, У папы, привыкшего проводить время на диване перед телевизором, не вырастет сын спортсмен, как бы мама не старалась.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет).

Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения

"Важно, чтобы ребенку было легко учиться, - считает М. Зиганов. - Если ему легко - значит, интересно, ребенок не утомляется, уменьшается вероятность ухудшения здоровья и повышается вероятность формирования прочных знаний, умений и навыков. А легко учиться тому, у кого, наряду со всеми обычными качествами, есть еще и развитые интеллектуальные способности , которые нужны школе.

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые (родители, педагоги) должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты.
Самое вредное, что могут сделать родители, - это заставлять ребенка заниматься каким-то делом насильно, против его воли. Даже если он вначале сам испытывал желание и был заинтересован, потом он имеет полное право отказаться, если занятие чем-либо не понравилось. Кружки, факультативы и секции определяйте вместе с ребенком, оставляя ему право выбора и возможность передумать.

Ваша задача как родителей предоставить ребенку возможности, а как их реализовать, он выберет сам.

Ведь у каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, корректируем проблемы поведения, организуем интересный досуг, в конечном счете, развиваем.

Советы родителям

как же лучше всего помочь ребенку раскрыть все свои способности? И как создать для этого нужную атмосферу?

Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.

Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов.

Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.

Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,- отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.

Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.

Вы в огромной мере способствуете развитию своих детей, когда выражаете им свою любовь, читаете им на ночь или просто играете с ними. Детский психолог Фрейзер Мастард говорит: «Все, что ребенок делает, становится его жизненным опытом. Даже если ребенок учится ползать, очень важно, как вы реагируете, как поощряете его». Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым, ответственным человеком.

Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела, а также быть готовым чем-то жертвовать.

Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.

Поощряйте активность ребенка.

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная - пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость как вам, так и вашим детям.

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение... В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему. если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты-как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию:
наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

9. Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества (в условиях умеренного социального конформизма), тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою
творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

10. Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.

11. Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант.

12. Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом.

13. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

14. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?).

15. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.

16. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

17. Используйте периодически творческие задания типа тестов Торренса. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Проведение анкеты для родителей.

Анкета для выявления способностей ребенка

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Как пользоваться анкетой.

1. Внимательно прочитайте вопросы.
2. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):

5 баллов - такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.

3. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на число вопросов в этой области.

4. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию - профиль способностей вашего ребенка.

Способности к занятию научной деятельностью . (40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

Музыкальные способности. (

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

Технические способности. ( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____

Литературное дарование. 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____

Артистические способности. 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____

Способности к спорту. 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время , играя в хоккей, баскетбол , теннис, футбол.
Итого_____

Интеллектуальные способности . 60-75 баллов говорит о наличии данных способностей

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из - за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

Художественные способности. 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей

1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т. д.
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т. д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Итого_____

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Оформление родительского собрания: мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить, всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Возможные причины торможения развития ребенка.

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

Тем более нам есть чем похвалиться:

1.Итоги четверти (нет троечников, прибавились отличники)

2. Конкурс «Олимпис»

3.Конкурс «Наше наследие»

4. Конкурс чтецов (два 2 места)

5. Конкурс рисунков (Каленюк А., Шишкина С.)

6. Рождественская звезда

Впереди нас ждет школьный тур олимпиад по русскому языку и математике (сначала я дам всем на уроке, выявленные 4 победителя пойдут на конкурс среди 2 классов)

7.Организация питания в школе (собрать подписи родителей)

8. Орфографический режим (приняли решение на ШМО)

9.Уход домой учащихся.

10.Работа над ошибками, чистописание.

11. Снилс ребенка в личное дело

Елена Чигина
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности : социальный, психологический, эмоционально - волевой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии , когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности , познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения :

широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью .

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности .

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Волевая готовность. Уже в школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности .

Анализируя эти предпосылки, выделили следующие параметры : умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий : необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности ;

учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития .

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки , умение общаться с людьми, ролевое поведение.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет

Можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются : достаточно высоким уровнем умственного развития ; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков , интенсивно развивается произвольная форма памяти , мышления; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов; особенности развития речи .

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей , испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту - низкую познавательную активность.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности .

Основным симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У дошкольников фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями : нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, общая вялость артикуляции.

ПУТИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗПР

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью , основными её структурными компонентами. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях : от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды - к выполнению правил только её представителями и так далее. .

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ ОПОСРЕДОВАНИЮ

Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом , опосредованным речью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Реализации направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы : поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности ; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей , которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей - стиля , основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности , так и уровня развития детей . На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе : необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание, Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе, организуется система практических действий : повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно ; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы : проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

ОБУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ

В определённой последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата - сличению его с заданием.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам : правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме . Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме . Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме , то можно считать действие самоконтроля у него сформированным .

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности , которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию геометрической формы , величины, количественных отношений, а так же словесным обозначениям этих абстракций.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно – логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе .

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки - и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные - превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…> Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами - интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны . Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ "Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…" Иисус Христос (от Матфея,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

Из книги Как воспитать замечательного ребенка автора Таунсенд Джон

Глава 3 Развитие способностей к общению

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Глава 8 Развитие творческих способностей

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава 7. Развитие талантов и способностей КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Из книги автора

Получение знаний и развитие способностей Наконец, последняя популярная группа устремлений людей - развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Из книги автора

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Из книги автора

80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и