Развитие ребёнка        06.01.2024   

Строго по Корану: главные традиции Курбан-байрама. Все, что вам нужно знать о празднике курбан-байрам до его начала

Вопросы и ответы касательно праздника жертвоприношения (Ид альАдха, Курбан-байрам)

1. Как лучше отпраздновать Курбан-байрам?

Ответ: Курбан-байрам – семейный праздник, поэтому, после посещения мечети, лучше всего совместно с семьей принести в жертву животное, раздать мясо нуждающимся, посещать родственников и друзей, делать друг-другу подарки.

2. Что значит праздник жертвоприношения для верующих?

Ответ: Праздник Курбан-байрам увековечивает готовность Пророка Ибрахима (мир ему) пожертвовать своим сыном ради того, чтобы выполнить предписание Аллаха.

3. Каков его гуманистический посыл?

Ответ: Повиновение Аллаху. В ознаменование этого события каждый мусульманин вспоминает готовность выполнить волю Аллаха, даже если для этого пришлось бы пожертвовать своим единственным сыном.

Также важное значение имеет милостыня в этот день, материальная помощь нуждающимся и облегчение их тяжелой ноши.

4. Какие обряды и церемонии соблюдают в этот день мусульмане?

Ответ: Праздник жертвоприношения знаменует собой окончание паломничества в Мекку. По мазхабу Абу Ханифы участие в коллективном праздничном намазе является ваджибом. Сунной в этот день является ничего не есть до намаза.

5. Сколько дней длится праздник жертвоприношения?

Ответ: Праздник жертвоприношения длится 3 дня, которые называются ташрик.

6. Какие обязательства возложены на верующих в этот день?

Ответ: Исполнение любых религиозных предписаний, а также избегание грехов является обязательным для мусульман в любой день, включая дни праздников. В праздник жертвоприношения, а также дни ташрик запрещено соблюдать пост. По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

7. День до праздника также значителен с точки зрения Ислама? Что рекомендуется делать накануне праздника?

Ответ: День, накануне праздника жертвоприношения называется днем Арафат. В этот день паломники, находясь в долине Арафат, просят Аллаха о прощении грехов и обращаются к Аллаху с мольбами за своих близких и родных. Для мусульман, которые не смогли отправиться в хадж в этом году, в день Арафат является сунной держать пост. Также в этот день важно молиться, восхвалять Аллаха, а ночь перед праздником желательно провести в поклонении.

8. Когда начинается праздничная молитва?

Ответ: Праздничный намаз в этот день начинается через полчаса после восхода солнца. В этот день праздничный намаз проходит во всех мечетях. Особенностью этого намаза является то, что перед ним не произносят азан и камат, а также многократно произносят такбир.

9. Каково положение жертвоприношения по мазхабу Абу Ханифы?

Ответ: По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

10. Как правильно выразить намерение на совершение жертвоприношения?

Ответ: Намерение на жертвоприношение необязательно проговаривать вслух. Тем не менее допустимо проговаривать намерение на любом языке. Например: «Я намереваюсь совершить жертвоприношение ради довольства Аллаха».

11. Какие животные более предпочтительны для жертвоприношения, и каким критериям они должны отвечать?

Ответ: Всевышний Аллах объявил жертвенными животными только домашнюю скотину: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (Сура «Аль-Хадж», 34).

12. Существует ли временной отрезок, в который необходимо совершить жертвоприношение?

Ответ: Время для жертвоприношения начинается сразу после окончания праздничной молитвы и длится на протяжении трех дней после праздника.

13. Можно ли совершить жертвоприношение позже, если мусульманин не смог сделать это в назначенные дни?

Ответ: Нет. Жертвоприношение в Курбан-байрам совершается только в установленные дни.

14. Достаточно ли принести в жертву одну овцу от семьи?

Ответ: Курбан совершается от каждого совершенолетнего, разумного человека у которого имеется свой доход, нисаб.

15. Что делать со шкурой жертвенных животных?

Ответ: Мусульманин, совершающий жертвоприношение, может использовать шкуру животного, либо отдать ее в пользу нуждающихся. Запрещено расплачиваться шкурой жертвенных животных с людьми, производившими забой.

16. Является ли жертва действительной, если забитое животное оказалось беременным? Что делать с плодом?

Ответ: Если у забитой беременной самки будет извлечен живой плод, то он будет относиться к той же категории, что и его мать (т.е. будет считаться жертвенным животным, то же самое в отношении его мяса, кожи и т.д.). Если же плод окажется мертвым, его следует захоронить.

17. В какой срок должно быть употреблено мясо жертвенного животного?

Ответ: Изначально Пророк (мир ему) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» (Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.)

18. На сколько частей необходимо поделить мясо жертвенного животного?

Ответ: Мясо жертвенного животного должно быть поделено на три части: одну часть необходимо пожертвовать нуждающимся, одну часть раздать родственникам и одну часть оставить себе и своей семье.

19. Можно ли разводить животных с целью продажи их на курбан?

Ответ: Да, можно

20. Может ли каждый член семьи приносить в жертву животное, при наличии собственного дохода или достаточно одного животного от семьи?

Ответ: От одной семьи достаточно одного животного, вне зависимости от доходов ее членов. Но при возможности принести в жертву нескольких животных награда от Аллаха будет соответствующей.

21. Можем ли мы раздавать мясо жертвенных животных и делать подарки тем, кто не выполняет религиозные обязательства?

Ответ: Да, конечно. В этом случае вы напомните им о важности соблюдения религиозных предписаний и смягчите их сердца по отношению к Исламу.

22. Я слышал, что некоторые мусульмане постятся на протяжении 10 дней до праздника жертвоприношения. Это разрешено?

Ответ: Сунной является пост все первые 9 дней месяца Зуль-хиджа, вплоть до праздника жертвоприношения (Курбан байрам). «Посланник Аллаха постился 9 дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждый месяц» . (Абу Дауд)

23. Что должны делать молодые семьи, если, например, из-за нехватки денег они не могут выполнить жертвоприношение?

Ответ: Жертвоприношение обязательно для состоятельных семей, имеющих нисаб. Если доходы семьи не достигают нисаб или имеются долги, то жертвоприношение не является обязательным.

Курбан-байрам издревле символизирует милосердие, единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. По массовости и значимости он не уступает другому важному празднику всех мусульман – . С каждым годом Курбан-байрам отмечают раньше, чем в предыдущем году на 10-11 дней, поскольку летоисчисление мусульман не совпадает с Григорианским календарем. Оно ведется от 16 июля 622 года до н.э. – дня, когда пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Этот особенный для всех мусульман день знаменует собой окончание обряда хаджа – паломничества в Мекку как одного из пяти основных заповедей ислама. Считается, что его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый уважающий себя мусульманин. Но те мусульмане, у которых пока нет возможности отправиться в масштабное паломничество, исполняют необходимые обряды там, где окажутся в этот день.

Празднование Курбана-байрама традиционно начинается с раннего утра, около 07:00. предшествует полное омовение, после которого мусульманин облачается в чистую одежду. Принимать пищу до молитвы не рекомендуется.

Основным ритуалом праздника и символом верности Аллаху по традиции остается жертвоприношение. Эта традиция известна не только по Корану, но и по Библии. В христианском Священном писании можно найти эпизод, где Авраам говорит о необходимости возложить своего сына Исаака на жертвенный алтарь. В мусульманской культуре главным действующим лицом аналогичного сюжета стал пророк Ибрахим. Во сне он видит архангела Джабриила, и тот передает ему повеление Аллаха: нужно принести в жертву Исмаила, твоего единственного сына (пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын Исмаил). Ни сын, ни отец не стали перечить воле Господа, поскольку были послушными мусульманами. Ибрахим отправляется в долину Мина (ныне Мекка), чтобы подготовиться к обряду. В это время его сын смиренно ожидает своей участи. «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым», – восклицает Исмаил.

Однако как только Ибрахим занес нож над шеей покорного сына, Аллах решил, что нет необходимости в этой кровавой жертве. Он сказал Ибрахиму, что тот успешно прошел испытание. «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего», – сказал Аллах. Первенец пророка чудом остался жив. Вместо сына Аллах велел пророку зарезать барашка и тем самым дал понять, что человеческие жертвы не нужны. Заклания животного вполне достаточно.

В наше время барана в качестве объекта жертвоприношения могут заменять верблюд, корова (бык), буйвол, коза (козел). Считается, что человеку, совершающему жертвоприношение, с первой капли крови прощаются все грехи. Обряд предполагает множество тонкостей. Например, если мусульманин выбрал козу или овцу, то приносить их в жертву он должен один, а если он выбрал верблюда или корову, то обряд может совершить только группа из семи человек. Во-вторых, животное должно подходить по возрасту. Так, коза и овца (баран) должны быть не старше года, буйвол и корова (бык) – двух лет, а верблюда разрешается приносить в жертву до пяти лет от роду. В-третьих, животное должно быть здоровым, без серьезных заболеваний, чтобы мясо было качественное. В-четвертых, для заклания лучше всего выбрать животное с белой шерстью, чем с черной, поскольку пророк Мухаммед над двумя белыми баранами. Жертву перед закланием обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

Считается, что совершить жертвоприношение мусульмане могут в течение трех праздничных дней. После заклания барана из его мяса готовят блюда для праздничного застолья. Причем мясо обычно делят на три части. Одну часть раздают бедным и малоимущим людям, второй угощают родственников, а третья остается в доме хозяина животного, который совершил заклание. Коран категорически запрещает отдавать мясо и шкуры животных кому-либо за деньги, а также расплачиваться ими.

В дни Курбан-байрама мусульманам полагается не работать, навещать родных и близких (в том числе усопших на кладбище), давать милостыню, обмениваться поздравлениями. Трудовых мигрантов, которые проживают в России, в этот день освобождают от работы. Любые добрые дела каждый мусульманский верующий должен сопровождать молитвой-благодарностью и просьбами к Всевышнему о прощении грехов.

Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.

Аяты из Корана о Курбан-байраме:

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ» ();

«Сделали Мы [говорит Господь Миров] жертвенное животное (верблюда и верблюдицу) [а также быка и корову, заклание каждого из которых производится от семи человек, в отличие от баранов и овец, которые лишь от одного] обрядом, в нем благо для вас [мирское и вечное]. Упоминайте над ним имя Бога [при заклании]. [Если производите данный процесс над верблюдами] оставьте их стоящими на ногах [лучше на трех ногах] . И когда [после выхода основной части крови] они упадут [когда очевидно, что животное испустило душу, можете начать разделывать тушу], а полученным мясом как сами питайтесь, так и накормите бедного, который не попросит [довольствуясь имеющимся малым], а также просящего. Поймите же, Мы подчинили их [домашний скот , да и всех животных] на службу вам [к примеру, те же самые верблюды, несмотря на их силу и мощь, смиренны во время смертельного для них процесса], будьте же благодарны [за это Творцу, заложившему определенные законы и закономерности в природе]» ();

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» ().

Некоторые хадисы о Курбан-байраме:

«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения - это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» ;

«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой» .

Возвеличивание Всевышнего во время праздничных дней

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща.

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. ) .

Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть , и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ .و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ.

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

Ответы на вопросы о Курбан-байраме

Как отмечают этот праздник?

Этот день обычно является выходным. Люди стараются приглашать гостей и навещать близких, родных.

Кстати, словом «курбан» в мусульманской традиции (как и в иудейской) именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник - это ритуальное заклание животного, подразумевающее духовное обращение к Творцу.

С чем связана эта традиция?

Она напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Авраамом. Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Авраама к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это - очевидное испытание! [Ты успешно преодолел его]» . Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака) .

В чем гуманистический смысл?

Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир - на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.

Какие ритуалы необходимо провести?

От одной семьи (от одного семейного бюджета) произвести заклание одного барашка. Время: сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по мнению богословов-шафиитов - четвертого дня). Наилучшим является первый день.

Сколько дней длится данный праздник?

Четыре дня.

В чем состоит обязанность верующего в этот праздник?

В том, чтобы найти в своей сущности (просторной, местами темной и непроглядной) клад под названием «набожность», а это значит сторониться явно запретного (спиртное, прелюбодеяние; ложь, клевета) и выполнять обязательное в меру сил и возможностей (постоянство в благом, помощь слабым; молитва, пост, закят). Это сокровище, если найдем его в себе, серьезно обогатит нас, поможет гармонично и счастливо жить, особенно в периоды потрясений и невзгод.

В Коране сказано:

«[Уразумейте!] До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас [а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите]. Подобным образом [как видите вы это воочию] оно [животное, предназначенное для заклания] подчинено вам [спокойно и смиренно перед происходящим, причем по обыкновению является для вас источником мяса, шкуры]. И это [в том числе] ради того, чтобы вы [временами приостанавливаясь в своих нескончаемых заботах либо активизируясь в периоды безразличия, лени и ничегонеделания, взглянули вокруг, вдохнули полной грудью] и возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти.

[В этом быстротечном потоке жизни, неуклонно приближающем вас к смерти] обрадуй благородных [кто является таковым в своих делах и поступках. Радостная весть им о счастье мирском и райской обители в вечности]» ().

Предпраздничный день также примечателен. Что лучше делать в этот день?

Предпраздничный день - это день стояния на горе Арафат. Для всех, кроме паломников, полезно поститься, ведь воздаяние за пост в этот день столь велико, что нейтрализует мелкие прегрешения двух лет .

В котором часу совершается праздничная молитва?

Совершается она приблизительно через 40 минут после восхода солнца.

Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) .

Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята . Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву .

Каковым должно быть намерение?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу , с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его» .

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому : проговорить намерение, сказать «бисмил-лях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его» . В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени .

Каким должно быть жертвенное животное?

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов .

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность .

Мы знаем, что одна корова может быть принесена в жертву семью людьми или семьями. Возможно ли одним из этих семи считать покойного? Если да, то будет ли ему польза от этого?

Богословы-ханафиты говорят о допустимости подобного. В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, которые считают его седьмым, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности . Богословы-шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании .

Отвечая на вопрос относительно возможности раздачи стоимости жертвенного животного в качестве милостыни без непосредственного жертвоприношения, один из современных богословов замечает: «Раздача стоимости не приветствуется, так как замена жертвоприношения на выплату стоимости жертвенного животного может привести к потере и преданию забвению одной из сунн (желательных действий), которая соблюдалась еще со времен самого пророка Авраама. Однако если жертвоприношение совершается от имени покойн ого с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедным и неимущим допустима» .

Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?

Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня . Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток . Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари .

Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?

Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует .

Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния .

Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана» . Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своего дома (своей семьи) одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня» . Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи , если даже она будет состоять из ста человек и более» .

Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?

Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения .

Что делать со шкурой жертвенного животного?

Что делать со шкурой жертвенного животного в условиях Москвы? Можно ли просто оставить ее на бойне? Магомед.

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]» . Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь . Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни .

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]» .

Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

Не нарушает ли обряд заклания выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?

Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают .

В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» .

На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна - неимущим, вторая - на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества . Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено . Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего) .

Можно ли заниматься выращиванием баранов специально для продажи их в праздник жертвоприношения?

Производство того, что дозволено (халяль), и торговля им поощряемы в Исламе и являются одними из основных форм заработка.

В нашей семье каждый член вносит определенный существенный вклад в общий семейный бюджет, хотя все же половина расходов осуществляется за счет средств моих родителей. Я, моя сестра и ее сын живем с нашими родителями. Каждый из нас имеет свой собственный доход, часть из которого мы тратим на семейные нужды, как я отметила выше, а прочее - по своему усмотрению.

Следует ли нам приносить в жертву одного барашка от всей семьи или каждый должен заколоть барашка от своего имени? Подскажите, как поступить правильно?

Если у вас три самостоятельных бюджета (у каждого есть свои сбережения, накопления), и эти бюджеты в чем-то пересекаются между собой, тогда от каждого из них необходимо сделать жертвоприношение в установленные праздничные дни, если объем имеющихся средств соответствует упомянутым ранее критериям.

Можно ли на Курбан-байрам и другие исламские праздники дарить подарки, чтобы напомнить близким людям, особенно не соблюдающим каноны религии, о празднике? Иван.

Да конечно, можно и нужно.

Я слышал, что можно поститься десять дней перед Курбан-байрамом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее (по ханафитскому мазхабу)? Бекболат, Казахстан.

Можно, но не более того. Главное - пост в день ‘Арафа. Подробнее см. в материалах «Курбан-байрам (кратко)» и «Дополнительные дни поста».

Как быть молодым семьям, которые, например, из-за отсутствия необходимых материальных средств, не могут соблюсти данный ритуал? Как им отметить и встретить Курбан-байрам? Зарина.

Создайте уютную праздничную атмосферу у себя дома, раздайте подарки своим детям и близким.

1. Сегодня мне сказали, что барашка нужно приносить в жертву только от одного человека, то есть если жена находится под опекой мужа, то муж может принести жертвоприношение и за себя, и за жену. Если же жена работает, то она сама должна купить барашка. Правда ли это?

2. Я живу одна, только закончила институт. Моя семья сейчас - это мои родители. Должна ли я отдельно приносить жертву, так как работаю и более-менее могу себя обеспечить?

1. Неправда, один курбан - от одной семьи, от одного семейного бюджета.

2. По мнению ученых ханафитского мазхаба, вам производить заклание жертвенного животного не нужно, достаточно будет, если ваш отец зарежет одного барашка от вашей семьи, включая вас.

Если по какой-то причине мусульманин не держал пост за день до праздника Курбан-байрам, то можно ли восполнить это? Может, нужно поститься в другие дни, после праздника например? А.

Нет, не нужно, этот пост не восполняется.

Какой намаз нужно совершать во время праздника Курбан-байрам шиитам?

Как шииты, так и сунниты совершают ранним утром этого дня праздничную молитву. Особых отличий в том, как она совершается, нет.

Мой зять хочет зарезать барана на Курбан за своего четырехлетнего сына. Будет ли это правильным? Альфия.

Главное - один курбан с одного семейного бюджета. Если ваш зять желает произвести заклание именно от имени своего четырехлетнего сына, то прямых канонических препятствий этому я не вижу.

Можно ли принести в мечеть на Поклонной горе деньги для Курбана (например, бросить в ящик в конверте с пометкой)? Для меня это очень актуально. У нас в городе с проведением заклания большие проблемы. Нужно найти животное, попросить человека, который сможет правильно все сделать. К тому же трудно найти мусульман, которым можно было бы раздать. Может быть, в мечети организованно отправляют деньги в сельскую местность, где есть нуждающиеся? Эльмира, г. Курск.

Если вы принесете в нашу мечеть, бросите в ящик с пометкой «Курбан» и указанием вашего имени, отчества хотя бы за неделю до праздника, то мы передадим эти деньги в одну из благотворительных организаций, которая занимается закланием и раздачей мяса нуждающимся. Если подобные мусульманские организации есть в вашем городе, тогда обратитесь к ним. Культура организованного заклания и раздачи мяса нуждающимся, например студентам, сиротам, инвалидам или пожилым людям, постепенно появляется в России. В других государствах такая практика была и есть.

Мы живем в Сургуте. Можем ли мы отправить деньги за барана в Дагестан, чтобы от нашей семьи зарезали барана и раздали нуждающимся? Здесь не знаем, кому раздать, а дома нуждающихся семей много. Арувзат.

Да, конечно же. Вы можете так поступить, главное - отправить деньги заблаговременно либо иметь соответствующую договоренность, чтобы процесс заклания был произведен именно в дни праздника.

Можно ли зарезать на Курбан бычка, которому чуть меньше двух лет? Билал.

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы - в возрасте года и старше.

Есть ли польза от крови жертвенного животного, зарезанного на Курбан-байрам? Ею у нас в Чечне мажут лоб, щеки, нос. Исмаил.

Для данного действия нет канонической обоснованности, а потому это можно отнести лишь к местной традиции.

Существуют ли нормы в шариате, предписывающие (рекомендующие) проводить обряд Курбан от имени пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Если нет, то откуда взялась эта традиция у российских мусульман? Sayar.

Норм, рекомендующих подобное действие, в мусульманских канонах нет. Когда и почему появилась эта традиция, не знаю. Предполагаю, что это является некой формой благодарности людей заключительному Божьему посланнику. Но практиковать подобное новшество нет никакой необходимости.

Есть намерение пожертвовать барашка (произвести заклание) в пользу детского дома. Существуют ли какие-то обряды или ду‘а по этому случаю? Даулет.

Специальных обрядов и молитв для данного случая нет. Процесс заклания вы производите как обычно от себя и своей семьи либо поручаете произвести его соответствующему фонду, после чего мясо будет передано детскому дому.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.

Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например был дан обет (назр) пред Всевышним, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло, то человек обязан раздать все , включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328, 329.

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 139–141.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.

См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2128.

См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 321; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 396.

Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей. Богословы-ханафиты уточняют: каждый из участвующих должен быть мусульманином и иметь намерение совершить жертвоприношение. Богословы-шафииты не категоричны в этом. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 404; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 130; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2713.

Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2723; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 408.

Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 6. С. 129.

Приближается один из главных праздников мусульман – Курбан-байрам. В преддверии этого священного праздника, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет .

Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это слово означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-байрамом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней) месяца Зульхиджа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост, соблюдать который желательно в преддверии Курбан-байрама. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (в этом году – 31 августа, четверг).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пост, соблюдаемый в день Арафат, служит искуплением грехов прошлого и будущего года».

Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Соверши молитву Господу твоему и принеси в жертву животное» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:

— быть мусульманином;
— быть дееспособным;
— быть совершеннолетним;
— быть свободным;
— быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
— обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).

Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:

  1. Овцы и козы;
    2. Коровы, быки и буйволы;
    3. Верблюды.
    Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего. Животные моложе предписанного возраста для курбана не подходят. Если возраст овцы (барана) более 6 месяцев, но менее года, а внешне животное выглядит как годовалое, то его разрешается брать для курбана.

    Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  2. слепота на один или оба глаза;
    2. слабость и истощение;
    3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
    4. сломанный рог от основания (однако животное, родившееся без рогов, или чьи рога отломаны не с основания, подходит для курбана);
    5. сильная хромота, невозможность самостоятельно передвигаться (но если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвертую ногу, его можно использовать для курбана);
    6. явная болезнь.

Если животное получит увечье во время забоя: например, сломает ногу, будет порезано ухо и т. д., – курбан будет действительным. Если животное купили здоровым, в прекрасном состоянии, и уже после этого оно стало не подходящим для совершения курбана, то разрешается принести это животное в жертву в качестве курбана.

Вопрос: Я приобрел барана на Курбан-байрам, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.

Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. А вот жертвоприношение одного крупнорогатого скота может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых, а баран – за одного» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, тщательно заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).

Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):


«Инна саляти уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Рабби-л-аламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

После этого произносим: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.

Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного не требуется. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!» .

Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Отдавать в качестве милостыни стоимость животного и не делать жертвоприношение — нельзя. Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс.

Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд жертвоприношения.

Вопрос: На улице или около мечетей и храмов часто просят милостыню неимущие. Стоит ли давать им милостыню?

Ответ: Попрошайничество в Исламе запрещено (харам). Способствовать распространению этой общественной болезни также запретно. Есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям. Помогать нужно родственникам и близким людям, а также тем, о бедности или проблемах, осложнениях и тяготах которых вы хорошо знаете, и не десятью рублями, а тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Начните с родных и знакомых, так как в любом благом деле нужно начинать именно с них.

Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.

Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака нуждающимся.

Вопрос: Как надо проводить Курбан-байрам?
Ответ: В Курбан-байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

курбан айт 2018, курбан байрам 2018
Курба́н (араб. قربان‎‎) - жертвоприношение в исламе. Жертвоприношение является одним из важных обрядов поклонения. Наиболее известным жертвоприношением является удхия - жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, но помимо неё мусульмане приносят в жертву по случаю рождения ребёнка (акика), а также в качестве обета (назр курбан).

  • 1 Удхия
  • 2 Акика
  • 3 Назр Курбан
  • 4 Заклание животного
    • 4.1 Возраст
    • 4.2 Изъяны
  • 5 Термины, связанные с жертвоприношением
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Удхия

Основная статья: Курбан-байрам

Удхия (араб. التضحية‎‎ - Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)) - обряд жертвоприношения, совершаемый 10 зуль-хиджа во время празднования Курбан-байрама. Обряд совершается в память о готовности пророка Ибрахима принести в жертву сына, вместо которого в самый последний момент был заклан баран. Этот обряд является важной ритуальной особенностью исламской религии. Жертвой могут являться копытные животные: верблюды, коровы или овцы, которых режут с соответствующим намерением, ежегодно 10 Зуль-хиджа. То есть, в день праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха) после праздничной молитвы, а также на протяжении 3 дней ташрика (до 13 Зуль-хиджа) (См. Хадж).

Большинство мусульманских богословов считают удхию необязательным, но желательным деянием (сунной), а некоторые обязательным (ваджиб). Любой человек может принести жертву Аллаху за себя, либо же за членов своей семьи. Можно также приносить жертву за покойного, если он это завещал и оставил для этого свои средства.

Одному человеку дозволено принести в жертву одну овцу. Верблюд и корова же могут быть принесены в жертву со стороны семерых людей. Мясо жертвенных животных делят на три части. Одну часть оставляют для пищи, вторую раздают в качестве милостыни, а третью - в качестве дара. Мясо дарят в качестве милостыни мусульманам. Но разрешается дать его и немусульманам, если они являются родственниками или соседями. Мясо и другие части тела жертвенного животного продавать нельзя.

Желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы. Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» надо перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены. Можно также читать такбир Ат-Ташрик:

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّاللهُ وَ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْد لِله «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллах Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиллахиль хамд».

Значение: «Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик и все восхваления Аллаху».

и следующий аят: قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ Смысл: «Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества…»

Произнести следующее намерение: «О,Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву».

Пока душа животного не покинет тела, нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру. Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях», надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар». Если режущий сознательно не сказал «Бисмиллях, Аллаху Акбар», мясо животного становится запретным. А если не сказал по забывчивости, то это прощается.

Акика

Акика (араб. عقيقة‎‎ - перерезание) - Принесение в жертву одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка. Акикой называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребёнка. Его происхождение связано с тем, что при заклании овцы ей перерезают горло. Арабы часто называют акикой волосы новорождённого.

За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Животное режется на седьмой день, но если не получается сделать это вовремя, тогда можно зарезать в любое другое время, и это не будет считаться грехом. Однако предпочтительней сделать это как можно быстрее.

Назр Курбан

Назр курбан (араб. نذر قربان‎‎ - обетованная жертва) - это жертвоприношение, которое человек делает для себя обязательным (ваджибом) добровольно.

Назр Курбан бывает двух видов:

  • Обет, не связанный с какими-либо условиями. Например, кто-то скажет: «Я сделаю жертвоприношение во Имя Аллаха». этом случае человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  • Обет, связанный с каким либо условием. Например, кто-то скажет: « Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха». После того, как больной выздоровеет, сделать жертвоприношение становится обязательным. Можно сделать жертвоприношение раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принёс его в жертву. Также это мясо нельзя есть его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного назр нельзя есть тем, кто считается состоятельным, то есть обладает нисабом. Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-Байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесённого в жертву по завещанию, раздают бедным.

Заклание животного

Основная статья: Забиха

Для мусульманина желательно самому совершить жертвоприношения или по возможности присутствовать при резке животного. день жертвоприношения ему желательно ничего не есть до тех пор, пока не отведает мясо жертвенного животного.

Совершая жертвоприношение, животное укладывают на левый бок, а его ноги связываются вместе у копыт. Перед горлом животного должно быть углубление для стока крови. Приняв намерение (ният) о совершении жертвоприношения, мусульманин должен сказать «Бисмиллахи! Аллаху Акбар» и перерезать основные кровеносные артерии на горле животного. Животное необходимо удерживать в этом положении до полного выхода крови из тела. После этого полностью отсекается голова.

Также поступают при обычном заклании животных в пищу. Мясо животного, не порезанное в соответствии с правилами шариата, мусульман запрещено употреблять в пищу. Нельзя употреблять в пищу кровь, половые органы, жёлчный и мочевой пузыри животного.

Возраст

Жертвенное животное должно достичь определённого возраста и не должно быть иметь каких-либо изъянов. Для ягненка минимальный возраст составляет 6 месяцев, для козла - 1 год, для коровы - 2 года, для верблюда - 5 лет. Запрещено продавать животное, которое выбрано для принесения в жертву.

В качестве жертвы может выступать баран, козёл, верблюд, буйвол или корова. По шафиитскому мазхабу запрещено приносить в жертву животные носящие плод в своей утробе.

Изъяны

Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. Разрешено совершать жертвоприношение над животными, у которых частично сломаны рога или они отсутствуют с рождения, а также кастрированные животные. Недопустимо принесение в жертву животного, у которого имеется:

  • слепота на один глаз или оба;
  • излишняя худоба;
  • хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву;
  • отсутствие большей части глаза, уха или хвоста;
  • отсутствие зубов.

С человеком, который заколол и разделал животное лучше всего расплатиться деньгами. Разрешается дать ему часть мяса в качестве милостыни, если этот человек беден. Жертвенное животное желательно купить за несколько дней до заклания и держать в стойле.

Термины, связанные с жертвоприношением

  • Атира (араб. عتيرة‎‎) - это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца раджаб. Это было дозволено в первые годы ислама, однако затем это было отменено.
  • Бадана (араб. بدنة‎‎) - верблюд, верблюдица, корова или бык, предназначенные для жертвоприношения в Мекке.
  • Дни ат-Ташрик (араб. أيام التشريق‎‎) - одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца зу-ль-хиджжа, когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают Аллаха.
  • Хадья (араб. الْهَدْيُ‎‎ - жертва) - жертвенные животные, приносимые паломниками в дни жертвоприношения.

Примечания

  1. 1 2 Исламист
  2. 1 2 3
  3. 19 июня
  4. Праздник жертвоприношения Курбан Байрам. deprel.ru. Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.
  5. Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519, 520;
    • Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 324;
    • аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. 11 т. Т. 4. С. 2709;
    • аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 406;
    • аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 132, 133.

Литература

  • Али-заде, А. А. Удхия // Исламский энциклопедический словарь. - М. : Ансар, 2007. - 400 с. - (Золотой фонд исламской мысли). - 3000 экз. - ISBN 5-98443-025-8.

Ссылки

  • Курбан-байрам (подробно). Umma.ru. - «Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей.» Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.
  • Правила исламского жертвоприношения. Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012.
  • Жертвоприношение - статья из Исламской энциклопедии Islamist.ru.
  • О жертвоприношении в исламе и положениях, связанных с ним
  • Животное для Курбана

курбан айт, курбан айт 2018, курбан айт открытки, курбан байрам, курбан байрам 2018, курбан бердыев, курбан гусайханов, курбан за здраве, курбан омаров, курбан чорба

Курбан Информацию О